ЕФРЕМ - Страница 6
В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Житие Ефрема, помещённое в печатном Киево-Печерском патерике 1661 г. и в его переизданиях, представляет собой компиляцию, состоящую из Жития Феодосия и «Повести временных лет…». В Густынской летописи упоминается Житие Ефрема и Моисея Угрина, в котором говорилось об изгнании «иноков из области Лядзкия» (вероятно, имеется в виду фрагмент Киево-Печерского патерика). Наиболее раннее изображение Ефрема, по мнению исследователей, помещено в Радзивиловской летописи конца XV в. на миниатюре, посвящённой обретению мощей Феодосия Киево-Печерского. Идентифицировать фигуру Ефрема в группе предстоящих лиц в монашеской одежде исследователи не могут. На гравюре мастера Илии 1656 г., помещённой в издании Киево-Печерского патерика (Киев, 1661 г.), в среднике Ефрем изображён в саккосе и омофоре, с непокрытой головой, в левой руке – Евангелие. Композиция включает три сюжета: Ефрем передаёт книгу со Студийским уставом Феодосию (левое клеймо); хиротонию святого во епископа (правое клеймо); в нижней части гравюры Ефрем в мантии и куколе, с посохом в руке, представлен идущим по дороге к стенам Царьграда (Константинополя; «многажды Ефрем хождаше в путь в Цариград и паки возвращашеся в Печер(ский) манн(астырь)»). В подписи-виршах отмечено, что святой имел «в подвигах криле голубине». На гравюре Леонтия Тарасевича к изданию Патерика 1702 г. Ефрем изображён в архиерейском облачении – мантии и омофоре, в митре и с жезлом в руке на фоне лаврского подворья, сюжеты передачи устава и поставления в епископы включены в общую композицию, внизу в клейме Ефрем представлен с сумой за плечами и посохом в руке на пути к Царьграду. На ранней киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643–1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК»), на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 1760 гг. из церкви Печерской иконы Божьей Матери в Угличе (Угличский музей) погрудное изображение Ефрема в святительском облачении (омофор, митра) помещено в цветке «древа» в левой части композиции. В иконописном подлиннике конца XVIII в. о внешнем облике Ефрема сказано: «Сед, брада Николина, власы с ушей, в шапке (митре) и во амфоре (омофоре), риза мантия дичь красен, испод бакан, обема рукама держит Евангелие». Иконописный подлинник XVIII в., принадлежавший Георгию Дмитриевичу Филимонову, упоминает под 28 января «Ефрема евнуха, инока Печерскаго, епископа Переяславскаго».