Словарь по христианству Е ЕВСТАФИЙ

ЕВСТАФИЙ

ЕВСТАФИЙ (конец XV – начало XVI вв.) – монах из монастыря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии), кодикограф, доместик, протопсалт, мелург. Был всесторонне образованным, знатоком византийского пения своего времени и нотации (так называемой средневизантийской), греческого и старославянского языков, глаголического алфавита, средневекового метода тайнописи. Из рукописей Евстафия сохранилось только две «Анфологии», созданные им в монастыре Путна: первая написана в 1511 г. (Исторический музей), вторая – в 1515 г. (Исторический музей). Обе рукописи были изучены в 1881 г. профессором Венского университета Эмилем Калужняцким в библиотеке монастыря Путна, профессором Александром Ивановичем Яцимирским (как полагают исследователи, в 1885 г., во время осмотра румынских манускриптов). А.И. Яцимирский отмечает, что Э. Калужняцкий обнаружил в монастыре Путна шесть разных певческих «Анфологий», написанных Евстафием. Первая рукопись из этой серии (Исторический музей) привлекла учёного не музыкальным содержанием, а наличием необычных криптограмм, основанных на использовании нескольких алфавитов (глаголического, двух псевдоглаголических изобретения Евстафия и среднеболгарского кириллического) и нескольких типов тайнописи («тарабарского», греческого, числового и др.). В статье, последовавшей за докладом в Австрийской Академии Наук в Вене, Э. Калужняцкий обобщил результаты изучения криптографии, которую он назвал «древней тайнописью славян». А.И. Яцимирский вернулся к этой теме в 1901 г. В настоящее время исследователям известно, что Евстафий употреблял шесть или семь криптографических систем (основанных на разных принципах, порой весьма сложных), а также их комбинации. Две из этих систем имеют, по мнению исследователей, индивидуальный характер и известны в настоящее время только по рукописям Евстафия. Чрезвычайной редкостью для южнославянских и славяно-молдавских рукописей этого времени является употребление Евстафием в качестве тайнописи древнейшей (округлой) глаголицы. Кроме этих двух рукописей, хранящихся в российских собраниях, в библиотеке монастыря Путна осталась только певческая рукопись с византийской нотацией. Таким образом, в настоящее время три из первоначальных шести певческих книг, описанных Э. Калужняцким, не найдены. Согласно описанию одной из несохранившихся рукописей, Евстафий родился в деревне Кристешти в Верхней стране (Цара-де-Сус) в Молдавском княжестве. Кроме того, лингвистическими доказательствами румынского происхождения Евстафия являются: а) использование слов, имеющих характерное для румынского языка окончание женского и среднего рода существительных в именительном падеже множественного числа; б) «румынизация» именительного падежа в авторских атрибуциях на греческом языке; в) встречающееся в двух случаях самоназвание Евстафия: «Евстатие, протопсалт из монастыря Путна»; г) особенности в использовании старославянского и греческого языков, связанные с их румынской адаптацией.

 



 
PR-CY.ru