Словарь по христианству Е ЕВГЕМЕРИЗМ

ЕВГЕМЕРИЗМ

ЕВГЕМЕРИЗМ – одна из первых в истории концепций рационалистического объяснения мифологии, основанная на трактовке божеств как сакрализованных исторических персонажей. Термин происходит от имени античного писателя Евгемера (конец IV – начало III в. до н.э.) из Мессении, который жил при дворе македонского царя Кассандра. Ему принадлежит сочинение «Священная грамота», представляющее собой утопический роман о путешествии автора на несуществующий остров Панхайя (или Панхота, по-дорически – всепрекрасный) в Индийском океане. В одном из фрагментов текста – «Золотой надписи» упоминается виденная автором в храме Зевса золотая колонна, на которой была изложена история острова. Некогда на нём жили и правили Уран, Кронос, Зевс и другие древнегреческие боги, которые изначально были обычными людьми, но за свои благодеяния и подвиги удостоились божественного почитания. Традиционная греческая мифология не исключала возможности восшествия смертных на Олимп. Так, Геракл в конце жизни обрёл бессмертие, земной юноша Ганимед стал олимпийским виночерпием. Но в эпоху Евгемера в Средиземноморье была широко распространена практика апофеоза правителей ещё при их жизни (ср. Александр Великий, Птолемей Филадельф и др.). Однако из текста романа исследователям не понятно, считал ли Евгемер действительно возможным достижение человеком полноправного божественного статуса (в этом случае его сочинение можно было бы воспринимать как обоснование апофеоза), или же он хотел разоблачить традиционных олимпийских богов. Сочинение Евгемера сохранилось в отрывках, а также в пересказе в произведениях других авторов. Самый большой отрывок текста Евгемера пересказан сторонниками его идей. Так, Диодор Сицилийский (I в. до н.э.) в «Библиотеке» считал истинным его рассказ о путешествии в Панхайю. В Риме книга Евгемера стала известна благодаря её переводу на латинский язык Квинта Энния (239–169 гг. до н.э.; сохранились фрагменты этого перевода). До Евгемера подобные версии о происхождении богов высказывались софистом Продиком Кеосским (вторая половина V в. до н.э.); некий Леонт из Пеллы (упоминается, например, у Августина Блаженного) в «Священной истории» на основании египетской традиции доказывал, что Исида, Осирис и их предки были не богами, а обоготворёнными древнейшими царями. Сходные идеи есть в «Египетской истории» Гекатея Абдерского (IV–III вв. до н.э.), фрагменты из которой дошли в сочинениях Диодора, Иосифа Флавия (около 37 – около 100 гг.) и христианских писателей. Из сообщений Диодора исследователям известно об обширном труде «Всеобщая история», принадлежащем Эфору из Кимы (около 405 – 330 гг. до н.э.), который придерживался взглядов, подобных Евгемеровым.

 



 
PR-CY.ru