ЕВГЕМЕРИЗМ - Страница 3

Предупреждая возможность применения евгемерической критики к личности и жизни Христа, Тертуллиан обращался к постулату о неизменности изначальной природы: греческие боги, как признаёт традиция, были рождены как люди, а изначально тленное не может, изменив свою сущностную характеристику, стать вечным; Христос же изначально Бог, воплотившийся в человека и умерший лишь в человеческом статусе. Евгемеризм был популярен и в последующие периоды истории европейской мысли. Исаак Ньютон применил идеи евгемеризма в исследовании древней истории. В 1738 г. вышла книга аббата Антуана Банье «Мифология и баснословие, объяснённые исторически». Вольтер в сочинении «Диалоги Евгемера» выводит Евгемера в качестве главного героя, выразителя своих взглядов. Не только для низложения язычества, но уже и для критики христианства к идеям евгемеризма прибегали атеисты, деисты и другие вольнодумцы Нового времени. Приверженцы исторической школы, изучая Евангелия, пытались исключить «мифологические наслоения» в тексте, оставив лишь «исторические» факты. Жозеф Эрнест Ренан в «Жизни Иисуса» и Давид Фридрих Штраус в одноимённом сочинении утверждали, что Иисус – обычный человек. Концепции, близкие к античному евгемеризму, существовали и в других культурах, но если в античном мире евгемеризм, по большей части, воспринимался как новаторское учение, попирающее основы традиции, то, например, в Китае и Скандинавии он вполне укладывался в рамки существующей традиционной мифологическо-религиозной парадигмы. С VIII в. до н.э. в историографической традиции Китая возникла тенденция, близкая к античному евгемеризму, которая широко распространилась в VI–III вв. до н.э., при конфуцианстве и легизме. Результатом проводимой Конфуцием и его последователями реформы «исправления имён» стала полная переработка архаической мифологии в сторону историзма. Мифический владыка Неба Чжуан-сюй и его соперник – злой дух воды Гун-гун, духи Чун и Ли и прочие культовые фигуры древности превратились в некогда живших «государственных» деятелей. Генеалогические мифы использовали также для обоснования прав на престол и доказательства древности отдельных родов. В Исландии Снорри Стурлусон, записавший в 1220 гг. «Младшую Эдду», возводил происхождение германо-скандинавского бога Одина (Вотана) к троянскому царю Приаму, чьи потомки переселились на север и стали родоначальниками воинов и конунгов. Евгемерическое отношение славян к языческим богам можно обнаружить и в древнерусских «Слове о полку Игореве» и «Повести временных лет», где славяне называются внуками Даждьбога, а сами древние боги предстают, скорее, как богатыри ещё более древних времён.



 
PR-CY.ru