ЕВГЕМЕРИЗМ - Страница 2

О том же писали Полибий (около 201 – 120 гг. до н.э.), Страбон (64/63 г. до н.э. – 23/24 г. н.э.) и идеологи императорского апофеоза. Эти взгляды были популярными в среде эллинизированных евреев: их влияние заметно у Иосифа Флавия, в так называемой «Еврейской Сивилле» и др. Книга премудрости Соломона, оперируя идеями, близкими к евгемеризму, объясняет возникновение почитания идолов тем, что отец, скорбя о потере сына, сделал его изображение и стал почитать как божество; впоследствии тщеславные властители ввели поклонение своим изваяниям и т.д. (Прем. 14:12–21). К числу противников этих теорий принадлежал Плутарх (около 46 – 127 гг. н.э.), обвинявший Евгемера в распространении гнусной клеветы на богов и в пропаганде неверия; Секст Эмпирик (конец II – начало III вв.) называл Евгемера безбожником. Цицерон (106–43 гг. до н.э.) критиковал взгляды Евгемера и некоторых других античных авторов за то, что в борьбе с суевериями они уничтожили до основания и саму религию. Раннехристианские апологеты считали Евгемера предвестником христианства и ставили в один ряд с Платоном, Аристотелем и др. Так, Минуций Феликс наградил Евгемера почётным титулом историка, Климент Александрийский (около 150 – около 215 гг.) характеризовал его как «человека добродетельной жизни», хоть и не достигшего истины, но вскрывшего ошибку языческих заблуждений. Киприан Карфагенский (200–258 гг.) в «Книге о суетности идолов» использовал типично евгемеровский инструментарий для низложения языческих божеств. Лактанций (около 250 – около 320 гг.), переписывая из Цицерона список безбожников, вычеркнул оттуда Евгемера, а также приводил большие фрагменты из перевода Энния в первой книге «Божественных установлений». Цитаты из утраченного сочинения Евгемера и отрывочные сведения о его жизни, философии и сходных взглядах других античных мыслителей сохранены в творениях Августина Блаженного, Евсевия Памфила и др. Единственным из христианских авторов, который высказался о Евгемере неодобрительно, был Феофил Антиохийский (ум. в 185 г.). Полемика христиан с язычниками строилась нередко на тех же тезисах, что использовались и последователями Евгемера: истинное божество не может рождаться, вступать в брак, производить потомство, обладать пороками, совершать безнравственные поступки и умирать – следовательно, языческие боги изначально были людьми, впоследствии возведёнными народом в божественный статус. «Мертвецами, поверившими мертвецам» называет язычников Климент Александрийский; он, а также и другие авторы упоминали о вере греков в существование гробницы Зевса и использовали признанный факт смерти и погребения богов в качестве отправного пункта в своей аргументации.

 



 
PR-CY.ru