Словарь по христианству Е ЕПИТИМИЯ

ЕПИТИМИЯ

ЕПИТИМИЯ – церковное наказание (прещение), налагаемое на мирян. Аналогичным наказанием для клириков является извержение из сана. Главная цель епитимии состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых (хотя и такая цель преследуется наложением епитимии), а в исцелении болезненных состояний души грешников. В правилах святых отцов покаяние рассматривается как «врачевание». «Сущность церковных наказаний... состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении церкви. Отсюда и общее название этих церковных наказаний: “отлучение”. Оно может быть или полное, состоящее в совершенном исключении преступника из числа членов церкви, или неполное, когда виновный лишается только некоторых прав и благ, находящихся в церковном распоряжении». Самое строгое церковное наказание (великое отлучение, или анафема) предполагает исключение преступившего из церковного общения и налагается только за тяжкие преступления: ересь, вероотступничество, святотатство. Однако даже анафема не утрачивает характера врачевания, т.к. не является неотменяемой карой. Согласно Апостольскому правилу 52, если анафематствованный грешник раскается в содеянных им преступлениях, то он не может быть отвергнут церковью: «Аще кто, епископ или пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся». Патриарх Феодор IV Вальсамон, разъясняя это правило, пишет, что нет такого греха, который бы победил человеколюбие Божье. Господь приемлет кающихся и обращающихся от зла к добру. Ибо Он нисшёл с неба, чтобы «призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). Малое отлучение было связано в древней церкви с публичным покаянием и налагалось исключительно епископом. Практика тайной исповеди и наложения епитимии духовником в пресвитерском сане с тайным исполнением епитимии распространилась в церкви позже, не раньше середины I тыс. Но уже в IV в. тайная епитимия налагалась на жён, виновных в супружеской измене, ввиду того что при публичном покаянии жизнь таковых находилась бы под угрозой со стороны их обманутых мужей. Правило Василия Великого 34 гласит: «Жён прелюбодействовавших и исповедавшихся в том, по благочестию, или каким бы то ни было образом обличившихся, отцы наши запретили явным творити, да не подадим причины к смерти обличённых: но повелели стояти с верными, без приобщения, доколе не исполнится время покаяния». Порядок принятия в церковное общение грешников был установлен уже в III в., особенно рано в Понтийском диоцезе, и включал четыре ступени покаяния, которые перечислены в 11(12)-м правиле Григория Чудотворца Неокесарийского: «Плач бывает вне врат молитвенного храма, где стоя согрешивший должен просити входящих верующих, дабы они помолилися за него. Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стояти до моления об оглашенных, и тогда исходити. Ибо правило глаголет: слушав писания и учение, да изженется, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся, стоя внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными. Конечное же есть причастие Святых Таин».

 



 
PR-CY.ru