Словарь по христианству Е ЕЛЕНА ИВАНОВНА

ЕЛЕНА ИВАНОВНА

ЕЛЕНА ИВАНОВНА (1476–1513 гг.) – супруга польского короля и Литовского великого князя Александра Ягеллончика, дочь Московского великого князя Ивана III Васильевича и великой княгини Софии (Зои) Палеолог. В великокняжеском летописании помещено два сообщения о рождении у великого князя Ивана III дочери по имени Елена: под 18 апреля 1474 г. и под 19 апреля 1476 г. Поскольку в дальнейшем в источниках упоминается лишь одна дочь великого князя с таким именем, то исследователи полагают, что родившаяся в 1474 г. девочка вскоре умерла, и следующая дочь, старший из оставшихся в живых ребёнок Иоанна III и Софии Палеолог, была названа тем же именем. В начале 1490 гг. на переговорах о мире между Русским государством и Великим княжеством Литовским по инициативе литовской стороны был поднят вопрос о скреплении мира между государствами свадьбой дочери великого князя Ивана III с Литовским великим князем Александром. В качестве невесты была выбрана Елена Ивановна. 6 февраля 1494 г. состоялись смотрины и обручение, литовского правителя представлял его посол, жмудский староста Станислав Янович. В связи с тем, что великий князь Иван III потребовал от будущего зятя письменного обязательства не заставлять жену принимать католичество, дело с заключением брака затянулось. Александр Ягеллончик такое обязательство дал, но в документе присутствовали слова: «Коли похочет (Литовская великая княгиня) своею волею приступити к римскому закону, то ей воля». Великий князь Иван III отказывался принять такой документ, и лишь после того, как из текста обязательства эти слова были убраны, в январе 1495 г. Елена Ивановна уехала в Литву. Своё согласие на брак Московский великий князь сопроводил рядом дополнительных пожеланий. Он хотел, чтобы для Елены Ивановны был поставлен православный храм на великокняжеском дворе, а её служилый двор составляли православные люди её возраста. Иван III также желал, чтобы в обряде венчания вместе с латинским епископом участвовал православный архиерей или архимандрит, он «благословлял бы княжну по-нашему и молитвы говорил». Утверждение Теодора Нарбута о связи между заключением брака и изгнанием в 1495 г. евреев из Литвы источниками не подтверждается. Пожелания Ивана III в Литве не были выполнены. Обряд бракосочетания совершил в соборе св. Станислава католический епископ Вильно Войтех Табор, а приглашённый на церемонию архимандрит Макарий, «наречённый» митрополитом Киевским, «великой княжне молитв не смел говорити», опасаясь гнева великого князя Александра (на венчании также присутствовал православный священник Фома, прибывший вместе с Еленой Ивановной из России). Литовский правитель отказался возвести для жены православную церковь, ссылаясь на установленный его предками запрет строить в Великом княжестве Литовском православные храмы. При дворе Елены Ивановны всё же были православные люди, например, князь Матвей Никитич Головчинский, но главные должности занимали католики – охмистр Войех Янович и кухмистер Миколай Юндзилович. Приданое Елены Ивановны было довольно скромным, кроме того, надежды Литовского великого князя на то, что в связи с заключением брака московский правитель вернёт часть земель, утраченных Литвой во время войны с Россией в конце 1480 – начале 1490 гг., не оправдались.

 



 
PR-CY.ru