ЕДИНОВЕРИЕ в Русской православной церкви - Страница 12

11 марта 1937 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий постановил вследствие отсутствия (ареста) епископа Вассиана «управление единоверческими приходами в каждой епархии впредь до новых распоряжений передать местным архипастырям на общем основании». Значительную роль в единоверии в 1920 гг. играл архиепископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), ревнитель церковного единства и воссоединения со старообрядцами. Являясь Уфимским архиереем, он в 1919 г. был избран единоверцами на Саткинскую кафедру, которую замещал одно время вместе с Уфимской. Распространённые в литературе сведения о якобы имевшем место переходе архиерея в старообрядчество опровергаются записками архиепископа Андрея (в форме письма митрополиту Сергию), в которых он убеждает адресата в желательности соединения со старообрядцами и категорически отрицает своё присоединение к ним. Архиепископ Андрей (Ухтомский) совершал тайные хиротонии епископов, в том числе единоверческих. Отдельные общины единоверцев-катакомбников (андреевцев и климентовцев) уцелели, хотя их число, равно как и число их членов, в литературе многократно преувеличивается. В 1920–1930 гг. почти все единоверческие общины, в которых не было ни одного случая присоединения к обновленчеству, были разгромлены. В 1922 г. власти закрыли оба московских единоверческих монастыря (Никольский мужской и Всехсвятский женский), в 1931 г. прекратилось богослужение в Троицком и Введенском московских единоверческих храмах. В 1927 г. была упразднена петроградская единоверческая община на Волковом кладбище, в 1932 г. закрыт Никольский единоверческий собор, старостой которого являлся академик А.А. Ухтомский, брат архиепископа Андрея. В настоящее время канонизированы священномученики-единоверцы Иоанн (Бороздин), служивший в Никольской единоверческой церкви на Рогожском кладбище, и Пётр (Озерецковский), в последние годы жизни служивший в подмосковном селе Михайловская Слобода. В 1971 г. произошло событие, ставшее поворотным пунктом в отношении священноначалия к православно верующим людям, придерживающимся старых церковных обрядов, в особенности к тем из них, кто находится в лоне РПЦ, т.е. к единоверцам. Поместный Собор РПЦ, подтверждая постановления Временного Священного Синода от 23 апреля 1929 г., после доклада Ленинградского и Новгородского митрополита Никодима (Ротова) «Об отмене клятв на старые обряды» признал клятвенные запреты, наложенные Соборами 1656 и 1666–1667 гг. на древние русские богослужебные обряды и на придерживающихся их, «яко не бывшие», засвидетельствовал спасительность старых русских обрядов, отверг порицательные о них выражения и подтвердил православие русских богослужебных книг, употреблявшихся до патриарха Никона.

 



 
PR-CY.ru