Словарь по христианству Е ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО - Страница 2

ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО - Страница 2

Позднейшие исследования доказали, что текст Евангелия Хитрово (кроме правки и надписей на миниатюрах) выполнен одним почерком, который, по мнению Анатолия Аркадьевича Турилова, можно отождествить с основным, «старшим» почерком Климентьевского Евангелия. Принадлежность Евангелия Хитрово в XVII в. царской фамилии позволяет исследователям считать, что оно было создано для великокняжеского двора, возможно, для одного из кремлёвских соборов. Гипотеза Геннадия Викторовича Попова, что Евангелия Хитрово было написано в 1399/1400 (6908) г. для кремлёвского Архангельского собора, основывается на предположении об «испорченности» первоначальной даты (6908 г.), размещавшейся на утраченных листах древней вкладной рукописи, которая в результате ошибок переписчиков последней четверти XVII в., заменивших буквы «цы» и «иже» на «пси» и «мыслите», стала читаться как «6740»; однако более вероятна замена буквы буквой «и», а не наоборот. Мифологический характер даты «6740» подтверждается отсутствием в рукописи как следов «неоднократной переписки», так и других сведений в существующей вкладной записи, которые бесспорно содержались в древней вкладной Евангелия Хитрово. Некоторые основания для датировки и решения вопроса о его происхождении даёт гипотеза Г.В. Попова об одновременности, «параллельности» создания около 1400 г. в одной мастерской Евангелия Хитрово и Евангелия Успенского собора Московского Кремля, работа над которым не была завершена при митрополите Киприане и была продолжена уже при митрополите Фотии. По мнению исследователей, если создание Евангелия Успенского собора было приостановлено в связи со смертью митрополита Киприана (16 сентября 1406 г.), то первый этап работы над рукописью может приходиться на 1405–1406 гг. Таким образом, исследователи считают, что можно датировать Евангелие Хитрово около 1405 г. Это позволяет им предположить, что оно предназначалось как напрестольное для великокняжеского Благовещенского собора, расписанного Феофаном Греком, Прохором из Городца и Андреем Рублёвым в 1405 г. Данная гипотеза согласуется со сложной историей строительства Благовещенского собора в XV в. (исследователи считают, что предполагаемое Г.В. Поповым «изъятие» рукописи из Архангельского собора не находит убедительных подтверждений). Высказывались и другие мнения о времени возникновения Евангелия Хитрово: до 1392 г. (Лидия Петровна Жуковская), около 1392 г. (Татьяна Борисовна Ухова), 1390 гг. (Юрий Александрович Олсуфьев, Дмитрий Власьевич Айналов, Михаил Владимирович Алпатов, Виктор Никитич Лазарев, Т.Б. Ухова), конец XIV – начало XV вв. (Андре Грабар, Ольга Сигизмундовна Попова, Энгелина Сергеевна Смирнова, Вера Григорьевна Брюсова, Л.А. Щенникова), начало XV в. (М.В. Алпатов, Марина Михайловна Постникова-Лосева, Татьяна Николаевна Протасьева), между 1405 и 1408 гг. (Наталья Алексеевна Дёмина), около 1408 г. (Ю.А. Лебедева, Г.И. Вздорнов), середина XV в. (Алексей Иванович Некрасов) и даже XVI в. (Григорий Петрович Георгиевский).

 



 
PR-CY.ru