Словарь по христианству Е ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО - Страница 4

ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО - Страница 4

Игорь Эммануилович Грабарь, который первым предположил в создании Евангелия Хитрово участие Андрея Рублёва, приписывал ему исполнение всего декора рукописи. Того же мнения придерживались М.В. Алпатов, Н.А. Дёмина, Сергей Сергеевич Чураков, Т.Б. Ухова. Г.И. Вздорнов склонялся в пользу авторства Даниила. Некоторые исследователи считали, что над миниатюрами Евангелия Хитрово работали несколько мастеров. Так, Ю.А. Олсуфьев связывал миниатюры с творчеством Феофана Грека или с его мастерской, допуская авторство Андрея Рублёва в миниатюре с ангелом. В.Н. Лазарев считал, что миниатюры созданы русскими художниками из мастерской Феофана Грека под непосредственным руководством или даже при его участии. Это мнение было поддержано О.С. Поповой, полагавшей, что две миниатюры (Иоанн с Прохором и ангел) создал греческий художник, возможно, Феофан Грек, а остальные – русский мастер, возможно, Андрей Рублёв. В дальнейшем О.С. Попова согласилась с точкой зрения И.Э. Грабаря. Ю.А. Лебедева связывала с Андреем Рублёвым лишь миниатюру с ангелом, остальные – с его ближайшими помощниками. В.Г. Брюсова и Владимир Александрович Плугин приписывали Андрею Рублёву все миниатюры Евангелия, за исключением Иоанна с Прохором (первая считала её принадлежащей кисти Даниила, второй, возможно, Феофана Грека). По мнению Елены Яковлевны Осташенко, создателями миниатюр были два или три мастера, в том числе Андрей Рублёв. Э.С. Смирнова отмечала работу трёх мастеров над миниатюрами Евангелия Хитрово, одного из них она отождествляла с Даниилом, полагая, что Андрей Рублёв не принимал участия в этой работе. Наблюдения Л.А. Щенниковой и Бориса Николаевича Дудочкина, сделанные как в период реставрации рукописи в 1984–1993 гг., так и после неё, позволяют исследователям предположить, что миниатюры Евангелия Хитрово созданы двумя художниками; эта гипотеза опирается, главным образом, на небольшие различия в манере личного письма. Моделировка ликов первой группы миниатюр выполнена тонкими, сплавленными лессировочными слоями розоватых охр, полностью скрывающими зеленоватый санкирь. Форма ликов второй группы образована густыми, переплетающимися мазками розовой, красной, жёлтой и зелёной красок, лежащими на зеленоватом санкире, видимом в теневых частях. Миниатюры второй группы отличают несколько упрощённая пластика и некоторая схематичность рисунка. К первой группе исследователи относят Иоанна с Прохором, Матфея, орла (?), льва (?); ко второй – ангела, Марка, Луку и тельца (?). Л.А. Щенникова считает, что миниатюры первой группы созданы Андреем Рублёвым, второй – Даниилом; по мнению Б.Н. Дудочкина – наоборот. Г.В. Попов не исключает вероятности работы над миниатюрами трёх художников, а над инициалами – трёх или четырёх. Уровень исполнения всех миниатюр одинаково высок, а различия в манере письма незначительны. Некоторые исследователи допускают, что правы те, кто считает автором всех миниатюр Андрея Рублёва, который представил в Евангелии Хитрово несколько вариантов собственной манеры письма или письма своих предшественников и современников, послуживших основой его стиля. Анализ миниатюр из Евангелия Хитрово и из Евангелия Успенского собора даёт исследователям основание считать, что они восходят к общему протографу – византийскому Евангелию (скорее, тетр, а не апракос) XIV в., в свою очередь, ориентированному на греческие образцы XII в., что объясняет характер византинизмов в стиле миниатюр Евангелия Хитрово. Гармоничность и целостность рукописного материала, высокое художественное качество миниатюр, философская значительность и выразительность образов выделяют Евангелие Хитрово из Евангелий его группы.



 
PR-CY.ru