ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО - Страница 3

Широкую известность Евангелие Хитрово приобрело благодаря богатому декору, оформление которого следует единому принципу (восемь миниатюр, пять заставок и 437 инициалов). Дополнительную пышность придаёт обилие золота (фон миниатюр и инициалов, заполнение орнамента в заставках, нимбы евангелистов, заголовки чтений, заглавные буквы, большие точки в тексте). Начало каждого из Евангелий предваряется двумя миниатюрами с изображениями на отдельных листах евангелиста и его символа, а также большой заставкой неовизантийского стиля: лист 1 оборот – орёл (символ Иоанна), лист 2 оборот – Иоанн с Прохором; лист 43 оборот – ангел (символ Матфея), лист 44 оборот – Матфей; лист 80 оборот – лев (символ Марка), лист 81 оборот – Марк; лист 101 оборот – телец (символ Луки), лист 102 оборот – Лука; листы 3, 45, 82, 103 – заставки. Символы евангелистов на отдельных листах, раньше не встречавшиеся в русских рукописях и редкие в византийских миниатюрах XI–XIV вв., составляют иконографическую особенность Евангелия Хитрово. Раздел с месяцесловом и утренними воскресными Евангелиями открывает большая заставка балканского стиля. Исследователи полагают, что этот раздел также должен был предваряться миниатюрой, т.к. лист 227 оставлен чистым. Миниатюры Евангелия Хитрово отличаются точным, изящным рисунком, гармоничностью композиций и просветлённостью красочной гаммы, которая основана на сочетании голубых, разбеленных фиолетово-лиловых, голубовато-серых и серебристо-зелёных цветов, дополненных акцентами красного и золота. В изображениях евангелистов – воплощённых образах гармонии и благодати, как и в изображениях их символов, выражена главная идея украшения Евангелия Хитрово – победное шествие и торжество Благой Вести в мире. Художественный строй миниатюр свидетельствует о свободном владении мастером едва ли не всем арсеналом приёмов современной ему византийской живописи и его обширных знаниях в области иконографии. Заставки представляют собой большие прямоугольные рамки, образованные комбинациями кругов и квадратов, которые заполнены крупными бутонами стилизованных цветов и листьями. Красочная гамма заставок неовизантийского стиля определяется сочетанием золота и дымчатого голубца с тёмно-голубым, зелёным и тёмно-вишнёвым, а заставок балканского стиля – золота с голубым и зелёным. Текст Евангелия Хитрово украшают многочисленные инициалы неовизантийского стиля, выполненные золотом и красками с тонкой золотой обводкой. Зооморфные или зооморфно-растительные инициалы описаны Ю.А. Олсуфьевым. 23 из них представляют собой отдельные фигурки зверей или сценки их борьбы. Из этой группы наиболее известны «Цапля со змеёй» и «Дельфин». 24 инициала включают животные и растительные мотивы в неожиданных и остроумных сочетаниях. Образы в инициалах лишены напряжённости и драматизма, нередко свойственных византийским инициалам, и выражают идею красоты божественного мироустройства, общую для декорации Евангелий группы Хитрово. 375 многоцветных инициалов представляют собой композиции из геометрических и растительных форм, которые подразделяются на несколько групп. Большинство специалистов считают бесспорным факт участия Андрея Рублёва в украшении Евангелия Хитрово. Многочисленные аналоги этим миниатюрам, в том числе и инициалам, исследователи находят в наиболее достоверных произведениях мастера: в росписях Успенского собора во Владимире (1408 г.) и на иконе «Святая Троица» (Третьяковская галерея), а также на близких к ним иконах Звенигородского чина (Третьяковская галерея).

 



 
PR-CY.ru