ЕВФИМИЙ и ХАРИТОН

ЕВФИМИЙ и ХАРИТОН (ум. не позднее 1470 г. и 1509 г.) – игумены Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря в честь Вознесения Господня, основанного Евфимием, преподобные Сянжемские, Вологодские (память 20 января (Евфимия), 28 сентября (Харитона), в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых). Наиболее ранним источником сведений о Евфимии служит «Житие Александра Куштского», первоначальная редакция которого была написана, по мнению Василия Осиповича Ключевского (1841–1911 гг.), около 1575 г. Исследовательница «Жития» Светлана Алексеевна Семячко считает, что редакция, в которой повествуется о Евфимии, была составлена в первой трети XVIII в. Эта редакция послужила главным источником «Жития» преподобных Александра Куштского и Евфимия, сохранившегося в единственном списке второй половины XVIII в.). По мнению исследователей, «Житие» преподобных Александра Куштского и Евфимия было составлено в 1747 г. в Сянжемском монастыре. О происхождении Евфимия исследователям ничего не известно (по предположениям авторов агиографических справочников XIX – начала ХХ в., святой был уроженцем Вологды или Волока Ламского). Он принял постриг в Спасо-Каменном в честь Преображения Господня монастыре на Кубенском озере. Отсюда он, стремясь к уединённому житию, ушёл на реку Кушту на восточном берегу Кубенского озера, где поселился в «пустыне», построив себе «келейцу малу». Через некоторое время, уступив Куштскую пустынь пришедшему сюда Александру Куштскому (ум. в 1439 г.), также постриженику Спасо-Каменного монастыря, Евфимий перешёл на место его подвигов на реке Сянжеме (ныне Сямжена), близ озера Шиченгского. Согласно «Житию» Александра, «округ же того места блата, идеже дебри, непроходимо человеки», но невдалеке имелись и крестьянские поселения. В «Житии Александра Куштского» говорится, что в Сянжемской пустыни Евфимий построил церковь Покрова Пресвятой Богородицы (в «Житии» 1747 г. уточняется, что она была деревянной), «велию и прекрасну и украси ю иконами и книгами чудне», после чего «поживе преподобный Евфимий лета довольно, с миром почи о Господе». «Житие» 1747 г., написанное по агиографическому канону, содержит дополнительные сведения. В частности, рассказывается, что к святому приходили миряне и монахи, желавшие жить в пустыни, что Евфимий возделывал землю, рубил лес, пёк хлеб, рассказывается об искушениях, которым подвергался святой, о его предсмертной беседе с учениками, о кончине и погребении. Преставился Евфимий, согласно «Житию» 1747 г., 20 января (день памяти преподобного Евфимия Великого); агиограф XVIII в. предполагает, что это произошло «прежде за неколико лет» до кончины Александра Куштского. По мнению исследователей, имеющаяся в дореволюционной литературе дата кончины Евфимия (1465 г.) не подтверждается агиографическими памятниками и восходит, скорее всего, к рукописным месяцесловам. Они считают, что также из месяцесловов заимствованы сведения, приводимые в агиографических сочинениях и богослужебных изданиях конца XVII – начала XXI вв., об ученике Евфимия, втором игумене Сянжемского монастыря – Харитоне, преставившемся 11 апреля 1509 г. Мощи святых почивали под спудом в Сянжемской обители.

 



 
PR-CY.ru