ЕВФИМИЙ и ХАРИТОН - Страница 2

В «Житии» 1747 г. говорится, что после преставления Евфимия «действуют многие чудеса, и исцеления различная подаются и до сего дне», приходящие в монастырь припадают «ко святому... гробу многоцелебных мощей» и целуют образ святого (Харитон в «Житии» не упоминается). Монастырь был закрыт в 1764 г., собор, перестроенный к тому времени в камне и освящённый в честь Вознесения Господня, был обращён в приходскую церковь (погост Ефимов Монастырь Кадниковского уезда Вологодской губернии). В настоящее время постройки бывшего монастыря находятся в руинах. Святым написаны тропари и общий канон. Общерусская канонизация Сянжемских преподобных, по Евгению Евстигнеевичу Голубинскому (1834–1912 гг.), совершилась в период между Собором 1549 г. и учреждением Святейшего Синода (1721 г.). Имена Евфимия и Харитона включены с общим годом кончины – 7017 (1509) – в «Описание о российских святых», известное в списках XVIII–XIX вв., в Месяцеслов Симона (Азарьина) середины 1650 гг. («вологодские чудотворцы», память Евфимия под 20 января, Харитона – под 28 сентября) и в другие святцы. Канонизация Евфимия и Харитона подтверждена включением их имён в Собор Вологодских святых, празднование которому установлено в 1841 г. по благословению Вологодского епископа Иннокентия (Борисова). В агиографических трудах и месяцесловах XIX – начала XX в. общая память Сянжемских преподобных часто указывалась под 11 апреля (день кончины Харитона). История создания первых образов Евфимия и Харитона и их единоличные иконы неизвестны. Иконописные подлинники XVII–XIX вв. (4 августа для обоих святых, 19 января для Евфимия и 11 апреля для Харитона) уподобляют внешний облик Евфимия изображениям Василия Великого, Власия Севастийского или Иоанна Кассиана Римлянина, а Харитона сравнивают с Сергием Радонежским или Кириллом Белозерским. Евфимий «сед, брада доле Власиевы, на концы вдвоем повилась, аки Касьяна Римлянина»; Харитон «рус, брада Сергиева кругла, власы просты» (последняя треть XVII в., в перечне Вологодских чудотворцев без указания дня памяти Евфимий назван Евмением?). Евфимий «подобием надсед, брада аки Власиева, на конец раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах»; Харитон «подобием надсед исчерна, брада шире и доле Сергиевы, ризы преподобническия и схима на плечах». В подлиннике конца XVIII в. к описанию Евфимия добавлено: «...А инде рус аки Василий Кесарийский», а про Харитона сказано: «...На плечах схима». В рукописи 1820 гг. Евфимий «рус, брада аки у Василия Кесарийского, риза преподобническая»; Харитон «в черне сед, брада шире и доле Кириловой Белозерскаго, ризы преподобническия». На иконах ХVIII–ХIХ вв. «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» Евфимий обычно представлен рядом с учеником Харитоном и другим пострижеником Спасо-Каменного монастыря Александром Куштским. К наиболее ранним их изображениям в сонме Вологодских святых относится икона третьей четверти XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком монастыре (Вологодский музей). Евфимий помещён слева, в одном ряду с Харитоном и Иоасафом Каменским, в знак принадлежности к братии Спасо-Каменной обители.

 



 
PR-CY.ru