ЕВФИМИЙ и ХАРИТОН - Страница 3

Изображён вполоборота вправо, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, руки перед грудью в молитвенном жесте, волосы и средней длины широкая борода с небольшой проседью. На иконах этого извода первой половины ХVIII в. из церкви Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) церкви на Кайсаровом ручье в Вологде, на образе «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» третьей четверти XVIII в., на иконе 1779 г. письма Димитрия Сумарокова и его сына Ивана, происходящей из церкви Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (все – в собрании Вологодского музея). На образе XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (Вологодский музей) Евфимий изображён, как правило, седым или со значительной проседью, с большими залысинами на лбу и короткими волнистыми волосами, длина и ширина бороды варьируются – пышная и окладистая до середины груди или более длинная, сужающаяся книзу, со слегка раздвоенным кончиком, иногда клинообразная, что более соответствует предписаниям иконописных подлинников. Иначе выглядит Евфимий на иконе начала XIX в. из вологодской семинарской церкви Кирилла Белозерского (Вологодский музей). Он изображён справа от Иисуса Христа, с прижатой к груди десницей, без лысины, с небольшой проседью, с раздвоенной длинной бородой, лежащей на груди двумя широкими волнами. Рядом с Евфимием везде изображён Харитон – средовек в монашеском одеянии с опущенным на плечи куколем, со слегка волнистыми волосами и широкой окладистой бородой с проседью (иногда с небольшими залысинами на лбу). Исключение составляют иконы первой половины XVIII в. из церкви Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. неизвестного происхождения (Вологодский музей), где оба чудотворца представлены с длинными лопатообразными бородами со значительной проседью, но Харитон изображён менее седым. На подобных иконах руки Харитона, как правило, в жесте моления, в произведении Сумароковых скрещены перед грудью. В молении Святой Троице Новозаветной святые представлены в рост на большой иконе третьей четверти XVIII в., по-видимому, тоже созданной в вологодских землях (музей Андрея Рублёва). Евфимий – слева в образе старца с седыми кудрявыми волосами и сужающейся, раздвоенной на конце бородой, куколь на плечах, в правой руке развёрнутый свиток с текстом: «Молю вы о Г(с)де чада и братия моя елика в вас сила подвизаитеся о своем спасении». Харитон – справа, тоже с непокрытой головой, более молод, с русыми волнистыми волосами и округлой бородой средней величины с небольшой проседью, в левой руке светлые чётки (пейзажный фон с надписями на иконе восстановлен). В составе Собора русских святых образы Евфимия и Харитона включены в композицию с группой подвижников XVI в. в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере конца 1860–1870 гг. иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.), а также, без индивидуализации облика, в число Вологодских чудотворцев (в третьем ряду справа) на созданных монахиней Иулианией (Соколовой) иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» конца 1920 – начала 1930 гг., начала 1950 гг. (обе в ризнице Троице-Сергиевой лавры), конца 1950 гг. (Данилов мужской монастырь в Москве) и на современных повторениях этого извода.



 
PR-CY.ru