ЕЛЕЙ

ЕЛЕЙ – оливковое масло, в христианской церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением. В Древнем мире, судя по археологическим находкам, елей употреблялся в пищу в качестве одного из основных источников жиров, служил косметическим и медицинским средством, а также использовался как горючее вещество для лампад. Исследователям известны обряды помазания елеем царей у хеттов, а в Египте – высших чиновников, вассальных правителей и жрецов; в Ассирии и Вавилонии помазание елеем служило знаком заключения договора. В Древней Греции и Древнем Риме елей использовался для натирания тела после бани. Атлеты натирались им перед состязаниями. В различных языческих культах существовали обряды приношения елея и помазания им. В Септуагинте (LXX) греческое слово «елей» используется для перевода еврейского слова, означающего именно оливковое масло (в еврейском тексте Библии употребляется 192 раза), реже – свежеприготовленное масло (в еврейском тексте слово встречается 21 раз). Елей был одним из основных сельскохозяйственных продуктов в Палестине и занимал важное место (наряду с хлебом и вином) в рационе питания древних евреев (3 Цар. 17:12–16; Втор. 7:13; 11:14; 12:17; 14:23; 18:4; 28:51; 2 Пар. 31:5; 32:28; Ос. 2:8, 22; Иоил. 2:19–24; Агг. 1:11). Елей также использовался в качестве косметического средства (2 Цар. 14:2; Пс. 103:15; Притч. 27:9; ср.: Втор. 28:40), особенно во время застолий (Ам. 6:6; Пс. 22:5). Символически такое помазание елеем служило выражением радости (Пс. 44:8; Ис. 61:3). Елей использовался в лампадах (Исх. 25:6; 27:20; Лев. 24:2) и при лечении болезней, в первую очередь, язв и ран (Ис. 1:6). Елей (возможно, с ароматическими добавками) употреблялся для помазания ветхозаветных священников (Аарона и его потомков – Исх. 29:7; 40:15; Лев. 8:12, 30; 10:7; 21:10 след.), царей (Суд. 9:7–16; 1 Цар. 10:1; 16:1; 2 Цар. 2:7; 5:3; 3 Цар. 1:34, 39; 19:15–16; 4 Цар. 9:3, 6; 11:12) и в исключительных случаях пророков (3 Цар. 19:16). Обычно елей возливался на голову помазываемого из рога (1 Цар. 16:13) или сосуда (10:1). Помазание означало передачу власти или очищение и освящение. Поэтому в ряде случаев говорится о том, что помазывает Сам Бог (Пс. 44:8; 1 Цар. 9:16; 10:1; 16:3). Исследователи полагают, что помазание царей совершалось только в особых случаях, для подтверждения легитимности наследования престола. Пророк Исаия говорит о помазании (возможно, символическом) языческого царя Кира, который, тем не менее, Самим Господом нарекается помазанником (Ис. 45:1), что указывает на мессианское значение этого пророчества.

 



 
PR-CY.ru