ЕЛЕЙ - Страница 3

В различных версиях «Жития Адама и Евы» встречается история о том, как больной Адам отправляет Еву и Сифа в Эдем, чтобы вымолить у Бога «елей милости» (или «елей жизни», «елей от древа милости»), который исцеляет от всех болезней. Этот елей передаёт им архангел Михаил. В некоторых версиях поясняется, что речь идёт о крещальном елее или о помазании Святым Духом (в армянской версии упоминается «елей радования»). В греческой версии «Жития Адама и Евы» говорится также о помазании елеем перед погребением. В «Повести об Иосифе и Асенеф» упоминается наряду с «благословенным хлебом жизни» и «чашей бессмертия» «помазание нетления», под которым можно иметь в виду как «чистый» елей, так и одно из христианских веществ таинств, если текст христианского происхождения. Молитвы-благословения вина и елея известны по относительно поздним раввинистическим памятникам. В Новом Завете термин «елей» может иметь как бытовое (например, в качестве продукта елей упоминается в Лк. 16:6; Откр. 6:6; в качестве лампадного масла – в Мф. 25:3; в качестве медицинского средства – в Лк. 10:34; как косметическое средство, но использованное для символического выражения радости, – в Мф. 6:17; как знак гостеприимства – в Лк. 7:46), так и богослужебное употребление (ветхозаветные обычаи помазания священников, царей и пророков прилагаются к Иисусу, Который именуется «Мессией, то есть Христом» (Ин. 4:25), «Помазанником», Который был помазан не обычным елеем, а Святым Духом (Лк. 4:18; Деян. 4:27; 10:38); в Евр. 1:9 даётся мессианское истолкование Пс. 44:8 – помазание царя перед браком толкуется как помазание Сына Божия). В Мк. 6:13 говорится о том, что апостолы во время проповеди совершали помазывание елеем, который не только исцелял, но и изгонял нечистых духов. В Иак. 5:14 сообщается, что помазание елеем пресвитерами дарует как исцеление от болезней, так и прощение грехов. В Предании церкви эти слова считаются основанием для установления таинства елеосвящения и различных чинов врачевания. Хотя в Новом Завете прямо не упоминается ни предкрещальное помазание елеем, ни таинство миропомазания, ряд мест, возможно, содержит аллюзии на них или символически указывает на один из аспектов таинства крещения – помазание Святым Духом (2 Кор. 1:21; Еф. 1:13; 4:30; 1 Ин. 2:20, 27). В христианском богослужении елей употребляется как при совершении таинств, так и в других чинопоследованиях.

 



 
PR-CY.ru