Словарь по христианству Е ЕВСТРАТИЙ

ЕВСТРАТИЙ

ЕВСТРАТИЙ (около 1050 – около 1120 гг.) – митрополит Никейский, византийский богослов, еретик. Его учителем был византийский философ Иоанн Итал, осуждённый как еретик вместе с учениками и последователями на Соборе 1082 г. Евстратий отрёкся от взглядов учителя и избежал осуждения. Евстратий пользовался покровительством императора Алексея I Комнина (1081–1118 гг.). Во время конфронтации между императором и Халкидонским митрополитом Львом (1081–1082 гг.) Евстратий встал на сторону императора и полемизировал со Львом Халкидонским по догматическим проблемам иконопочитания. Суть полемики состояла в том, что по приказу императора отобранная у церкви утварь и украшения с икон были переплавлены в монеты, а полученные средства использовались на военные нужды. Митрополит Лев выступил с догматическим осуждением этих действий, утверждал, что уничтожение священных изображений есть нечестие. Евстратий стал его главным оппонентом, написав против митрополита Халкидонского трактаты «Силлогистическое опровержение относительно способа почитания святых икон» и «Диалог о святых иконах, как должно поклоняться и почитать их – относительно или служебно». Евстратий защищал иконопочитание парадоксальным образом, используя иконоборческие аргументы, и разработал своего рода иконоборческую христологию. Подобно иконоборцам предыдущих столетий, он полагал, что, поскольку человечество Христа изобразимо, оно недостойно поклонения, но, если оно достойно поклонения, оно неизобразимо; поэтому, согласно Евстратию, отцы церкви и установили для икон только относительное почитание, а не служебное. Полемика затянулась на несколько лет. В результате на Константинопольском соборе 1086 г. митрополит Лев был обвинён в ереси и низложен. В 1086 г. Евстратий уже был митрополитом Никейским и придворным богословом. В 1115/1116 г. назначен дидаскалом и был известен как богослов и философ: дочь императора Алексея I Комнина Анна Комнина в «Алексиаде» восхищалась элегантностью литературного стиля митрополита Никейского и его глубокими познаниями в богословии и в светских науках, умением вести дискуссию. Как придворный богослов Евстратий участвовал во всех главных религиозных спорах своего времени, в том числе в антилатинской полемике. Первые противолатинские сочинения Евстратий написал в связи с приездом в Константинополь послов Римского папы Пасхалия II (1099–1118 гг.). У исследователей есть основания отнести это событие к зиме или весне 1113 г., хотя они не исключают и более раннюю датировку – лето 1112 г. В первом Слове против сторонников Filioque Евстратий по примеру Константинопольского патриарха Фотия (858–867; 877–886 гг.) делает из положений «латинян» противоречивые выводы (например, опасность превращения Святого Духа во «внука»).

 



 
PR-CY.ru