ДАМАСК - Страница 13

Рядом с ними располагается христианский район, один из домов которого прославлен как дом Анании, одного из первых христиан города. На его месте стоял языческий храм (сохранилось два алтарных камня с посвятительной надписью); от небольшой раннехристианской церкви уцелела подземная сводчатая часть. Ворота в юго-восточном углу старого города Баб-Кайсан были перестроены из римских в XIII–XIV вв., на башнях сохранились хризмы. С этими воротами христианская традиция связывает спасение апостола Павла в корзине через окно стены (2 Кор. 11:32, Деян. 9:25), в память чего во внутреннем помещении ворот устроена (1939 г.) маленькая церковь апостола Павла, «что с окном». Храм арамейского божества Хадада римляне перестроили в храм Юпитера Дамасского; I в. до н.э., повторно перестроен при Септимии Севере (193–211 гг.); в его руинах открыт ряд греческих надписей гражданского содержания (III в.). Часть монументального фронтона и колонн западных пропилеев внешнего двора храма сохранилась в комплексе крытого рынка-галереи Хамидия (конец XIX в.). В христианское время храм был перестроен в базилику Иоанна Крестителя; иногда эту перестройку приписывают императору Феодосию I (379–395 гг.), поскольку при нём был снесён алтарь старого языческого храма. После арабского завоевания базилика, как и другие церкви, получила право на защиту, о чём сообщал греческий текст на фрагменте колонны, найденном в 1909 г. Около 70 лет она оставалась главным христианским храмом города, но затем халиф аль-Валид (705–715 гг.) добился постройки на его месте главной городской мечети. Мечеть Омейядов, построенная между 705 и 715 гг. (708 – 714/715 гг., по Р. Бёрнсу), – основной историко-архитектурный объект города и один из важнейших памятников раннеисламской архитектуры. По преданию, на строительство и украшение мечети Омейядов были истрачены налоговые поступления с Сирии за семь лет. Построена по образцу комплекса мечети пророка Мухаммада в Медине местными и византийскими мастерами. Молитвенный зал мечети (136х37 м), сильно пострадавший в пожаре 1893 г., с тремя поперечными нефами отражает план предшествующего римского храма и христианской базилики; из них заимствована большая часть колонн, нефы мечети. На пересечении нефов и трансепта высится купол (возведён заново после 1893 г.), опирающийся на мощные квадратные пилоны. Между арками южного нефа находится мраморная постройка (после 1893 г.), отмечающая легендарное место погребения главы Иоанна Крестителя. С севера к мечети примыкает прямоугольный двор, отделённый от городской застройки глухими стенами. Изнутри он окружён с трёх сторон портиками с двухъярусными аркадами, со стороны молитвенного зала мечети также некогда имелась аркада. Нижние ярусы западной и южной стен двора и мечети относятся к римскому времени, сохранился южный трёхчастный вход во двор римского храма. Южная стена мечети фланкирована двумя минаретами (1247 и 1488 гг.), третий находится на середине северной стены (нижняя часть IX в., верхняя – конца XII в.). В северо-западной части двора небольшое здание «общественной сокровищницы» (Куббат-эль-Хазне или Байт-эль-Халь) раннеаббасидского времени (788 г., по Р. Дюссо) – глухой восьмигранник, опирающийся на классический антаблемент на коринфских колоннах, сильно углублённых в культурный слой.

 



 
PR-CY.ru