ДАМАСК - Страница 14

В северо-восточной части двора располагается такое же сооружение, датирующееся XVIII–XIX вв. Мозаики мечети Омейядов возникли одновременно с постройкой мечети. Они несколько раз реставрировались (конец XI в., середина XII в., конец XIII в.), позже были закрыты слоями обмазок и оставались неизвестными до реставрационной расчистки 1929 г.; значительная часть мозаик является плодом реконструкции первой половины 1960 гг. Сохранились фрагменты общей композиции (стены и своды портиков, софиты арок, дворовый фасад молитвенного зала) с изображениями деревьев, растений, водоёмов и фантастических архитектурных сооружений с колоннами, арками и куполами – дворцы и сады Творца, ожидающие прихода праведника (возможно, идеализированный образ Дамаска; дальние страны и места паломничеств). Мозаики сохраняют многие черты позднеантичной живописи, их гамма зеленовато-коричневая с золотом. Мозаики «общественной сокровищницы» относятся, как полагают исследователи, к XIII–XIV вв. В Х–XI вв. Дамаск приобрёл типичную для восточного города застройку: кварталы отделяются друг от друга стенами, внутри их складывается инфраструктура с локальным рынком и мечетью (синагогой, церковью), дома выходят на улицу глухой стеной. Во второй половине XII в., при атабеге Нур-ад-Дине (1154–1174 гг.) и султане Салах-ад-Дине (1174–1193 гг.), в Дамаске сложились основные типы сооружений: медресе (духовная школа) с мечетью и нередко с мавзолеем основателя, хамам (баня), маристан (госпиталь), хан (караван-сарай), сук (рынок в виде улицы-галереи). Образцовой постройкой стал маристан Нур-ад-Дина (1154 г., перестроен в 1283 г. и в XVIII в., ныне Музей истории арабской медицины и науки) – с вестибюлем, увенчанным ячеистым куполом (мукарнас), и внутренним двором с четырьмя нишами-айванами. При медресе Захирия находится мавзолей султана Бейбарса (после 1277 г.), отделанный разноцветным мрамором и мозаиками с изображением деревьев и зданий на золотом фоне, имитирующими декор мечети Омейядов. Из памятников османской эпохи исследователи отмечают комплекс мечети Такия Сулеймания (1554–1560 гг.), построенный турецким архитектором Синаном, а также два грандиозных строительных предприятия губернатора Дамаска Асад-паши аль-Азема – хан Асад-паши (1752 г.), перекрытый девятью куполами (центральный не сохранился), и сложный комплекс дворца Азема (1749–1752 гг., ныне Музей народных искусств и традиций) с характерным чередованием полос тёмного и светлого камня и цветной инкрустацией; этот дворец является самым ярким произведением из плеяды позднеосманских жилых резиденций, сохранившихся в Дамаске. Перестройка части города в европейском вкусе началась в конце XIX в., получив особый размах во время французского мандата. В 1926 г. французскими архитекторами был составлен генеральный план Дамаска. Застройка 1920–1930 гг. хорошо сохранилась, стилистически близка к конструктивизму и ар деко. Национальный музей в Дамаске – одно из богатейших художественно-археологических собраний Азии (основан в 1919 г., здание 1936–1961 гг.). К уникальным исследователи относят материалы из Угарита и Мари, обширное пальмирское собрание (мозаики, коллекция скульптурного портрета, реконструкция гипогея Ярхая, 108 г. н.э.), росписи молельного дома из Дура-Европоса. Главный вход в здание музея (1939–1952 гг.) собран из уцелевших фрагментов омейядского замка Каср-эль-Хайр-эль-Гарби (Западный укреплённый замок), построенного в Сирийской пустыне при халифе Хишаме (724–743 гг.), с элементами римско-византийской и персидско-месопотамской архитектуры.



 
PR-CY.ru