ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 7

Её тип не устанавливается и в последующие столетия, подобно типу Христа; художники изображали Её с лицом женщины их нации, как это продолжается и до нашего времени. Однако исследователи замечают, что в византийском искусстве тип Пресвятой Девы подвергается меньшим изменениям, чем в западном. Апостолы начинают изображаться в древнехристианском искусстве почти одновременно с Христом и Богородицей. Первоначально их представляют символически в виде агнцев или обычно в виде юношей, причём атрибутом их делается свёрнутый свиток. Из апостолов только Пётр и Павел имеют определённые типы, которые сформировались очень рано и остались почти неизменными до нашего времени, представляя много индивидуальности, так что исследователи предполагают, что это – портреты, особенно что касается апостола Павла. Изображения двенадцати апостолов встречаются хотя и редко в стенной живописи катакомб, но лишены определённого типа, не исключая и евангелистов; только Иоанн почти постоянно изображается красивым юношей. Бога-Отца первые христиане представляли редко и постоянно пожилым мужчиной или только в виде руки, выходящей из облаков. Первый неоспоримый пример совокупного изображения трёх Лиц Пресвятой Троицы относится к концу IV или началу V вв., причём Им дан вид старцев. Ангелы раньше IV в. являются в христианском искусстве только как исключение; потом они делаются постоянным дополнением торжественных священных сцен. Их представляли юношами, благообразными настолько, насколько позволяло уменье художника. Пышные деревья и луга, усеянные яркими цветами, являющиеся в живописи катакомб, обозначали собой рай, «место злачно, место покойно». Число памятников живописи в катакомбах возрастает с каждым столетием; от I в. сохранилось очень мало фресок, от II несколько больше, от III значительное количество; потом число фресок идёт опять к уменьшению. В конце III в. и ещё больше в IV в. наблюдаются бедность декоративных мотивов и посредственное, небрежное исполнение; техника падает; стюк, на котором пишут, не имеет уже ни той твёрдости, ни того блеска, какими он отличался в предшествующие века и особенно в I в.; краски утрачивают свою яркость и силу; орнаменты теряют свои красивые формы и свежесть. Иногда какая-нибудь несложная геометрическая фигура занимает огромное пространство на потолке или на стене погребальной комнаты. Симметрия становится мёртвым началом в композиции. Упадок возрастает в IV в. В катакомбах начинает формироваться средневековая, безжизненная, официальная, мало привлекательная живопись. Третий цикл катакомбных изображений – преимущественно исторического характера. Они представляют события Ветхого и Нового Заветов, имевшие для христиан символическое значение. Из Ветхого Завета иллюстрировались преимущественно те события, которые не имели прямого отношения к Новому Завету, или являлись прообразами новозаветных событий и символами христианских идей. Как на самые ранние из них исследователи указывают на Даниила с воздетыми вверх руками, стоящего между двумя львами, – изображение, имеющее связь с мученической смертью верующих на арене; жертвоприношение Исаака Авраамом, выражавшее покорность воле Всевышнего во времена гонений, приношение себя в жертву исповеданием веры в Спасителя; вместе с тем это изображение напоминало искупительную смерть Сына Божьего.

 



 
PR-CY.ru