ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 6

Этот образ был одним из наиболее распространённых и изображался не только в росписях, но и помещался на предметах церковного и домашнего обихода – лампах, сосудах и т.п. Среди них первое место занимают многочисленные лампы с символическими изображениями рыбы, птицы, креста, а также с монограммами Иисуса Христа, крестами, фигурами Доброго Пастыря и т.п. Сюда же относятся перстни, медальоны, амулеты, монеты с такими же изображениями. Хотя круглая пластика у древних христиан не была развита, всё же сохранилось несколько древнехристианских статуй, преимущественно изображающих Доброго Пастыря. Между ними на первое место исследователи ставят статуэтку Латеранского музея, которая изображает Доброго Пастыря стоящим с овцой на плечах. Спаситель изображался в образе «Доброго Пастыря» – пастуха, несущего на своих плечах заблудшую овцу – первоначально. Позже и не так часто Он является в виде Орфея, играющего на лире и укрощающего своим пением обступивших его диких зверей. В этих евангельских сценах Спаситель изображался молодым безбородым юношей с короткими волосами, цветущим римлянином, одетым в подпоясанную тунику и часто с обнажённой головой, с жезлом или свитком пергамента в руке. Иногда Он стоит, опершись на свой посох, между двух деревьев, с поднятой на уровень головы рукой; очень часто держит на плечах овцу, другие же овцы окружают Его. Атрибутами бывают часто сосуд для молока, флейта, пастуший посох, иногда монограмма имени Христа, крест, а также солнце, месяц и звёзды. В изображении Христа тип молодого римлянина без бороды, чаще с короткими волосами, в плаще, с жезлом или свитком в правой руке господствует почти до конца IV в. Какой вид имел лик Христа – осталось неизвестным, и Его тип сложился довольно поздно. Первые четыре века христианские художники давали лику Христа совершенно различные черты, в которых исследователи не могут подметить влияние известного типа. Первые примеры изображения Христа с лицом восточного типа, с которым его стали неизменно представлять после того, относятся к V в. Лишь в IV в. начинает формироваться тип Спасителя, принятый в византийском искусстве: лицо делается строгим и выразительным, появляются слегка раздвоенная бородка и длинные, ниспадающие на плечи волосы. Точно так же древние христиане не имели и чёткого образа Богоматери. Она изображалась символически под видом молящейся римской женщины,  очень часто с молитвенно поднятыми вверх руками, в классической драпировке; эта фигура олицетворяла иногда и общину верующих, их соединённую молитву, или же душу усопшей праведной. Одно из древнейших Её изображений находится в римских катакомбах Присциллы. Она представлена сидящей, с покрытой головой, в обычном  костюме римлянки; на руках Младенец без одеяния, обращённый назад; рядом стоит молодой человек, по-видимому, Иосиф, со свитком в руках, одетый в мантию и указывающий правой рукой на Богоматерь; вверху звезда. С более определёнными и установившимися чертами Богоматерь представлена в катакомбах Агнии, в виде Оранты, с Младенцем Христом у груди. Обыкновенно Богоматерь представлялась с Младенцем-Спасителем на руках, иногда на кресле типа епископского седалища.

 



 
PR-CY.ru