ДУХОБОРЧЕСТВО - Страница 4

После 360 г. духоборчество получило широкое распространение в Константинополе и прилегающих к столице провинциях – Геллеспонте, Вифинии, Фракии. Этот период истории духоборчества связывается с именем епископа Константинополя Македония, хотя его личная причастность к учению духоборчества не находит однозначного подтверждения в источниках и оспаривается в ряде исследований. Наиболее существенный аргумент состоит в том, что в постановлениях второго Вселенского собора эти еретики называются полуарианами или духоборцами. Вместе с тем ряд фактов указывает на то, что с 380 г. сторонники духоборчества чаще всего упоминаются именно как македониане. Впервые такое имя сторонникам духоборчества дал Дидим Александрийский, а позже неизвестный автор «Диалога против македониан». Прямого вклада в учение духоборчества Македоний, как полагают исследователи, не внёс. Он был близок к полуарианским кругам, в частности, к омиусианам из окружения Василия Анкирского (вскоре после низложения Македоний умер). В работе церковного Собора в Лампсаке (364 г.) приняла участие большая группа духоборцев, отправившая затем делегацию к Римскому епископу. В составе посольства находился также Евстафий Севастийский. После прибытия к Либерию члены делегации притворно исповедали единосущие Сына Отцу, тщетно пытаясь найти поддержку своему учению. Одновременно с этим позиции духоборчества значительно укрепились на Востоке, в особенности в Геллеспонте. Позже в Константинополе активным сторонником ереси стал Марафоний, состоятельный государственный чиновник, оставивший карьеру и поначалу возглавивший больницу и странноприимный дом. Впоследствии под влиянием Евстафия Севастийского он основал в столице монашескую общину, которая существовала до середины V в. Наконец, в 470 гг. в Малой Азии выделилась группа духоборцев, во главе которой стоял Евстафий Севастийский. К концу 380 г. духоборчество оформилось в единую партию, состоявшую из умеренных и радикальных богословов и вобравшую в себя осколки когда-то многочисленной омиусианской партии. Первые понимали отношение Сына к Отцу в духе никейского учения, вторые же предпочитали воздерживаться от упоминания о какой-либо степени общности между Лицами Святой Троицы. Тех и других объединяло общее отрицание божественности Святого Духа. Расцвет и упрочение позиций духоборчества в церковном мире вскоре привели к ряду больших и малых церковных собраний, закончившихся осуждениями учения духоборчества и отлучениями его сторонников. Собор, состоявшийся в 362 г. в Александрии, отверг учение о Духе как творении, а в качестве основного направления для православного обоснования почитания Святого Духа избрал учение первого Вселенского собора о единосущии Сына Отцу. В 376 г. Собор в Иконии предал духоборчество анафеме. В 379 г. последовало ещё одно осуждение духоборчества, на этот раз на Западе по инициативе Римского епископа Дамаса. В качестве еретиков были упомянуты македониане, в учении которых Собор не нашёл существенных различий с учением Ария. Второй Вселенский собор анафематствовал учение сторонников духоборчества под именем полуариан или духоборцев.

 



 
PR-CY.ru