ДУХОБОРЧЕСТВО - Страница 3

Созомен во многих главах своей «Церковной истории» (середина 440 гг.) подробно описывает судьбу Македония: лишившись кафедры в Константинополе, Македоний отошёл от учения ариан и начал проповедовать собственное, утверждая, что Сын-Бог по всему и по сущности подобен Отцу, а Дух этого достоинства лишён; Он именуется подчинённым служителем, которому присущи качества, приписываемые ангелам. Древний историк даёт географию распространения ереси: Константинополь, Вифиния, Фракия и Геллеспонт. Среди единомышленников Македония он называет Елевсия, Евстафия и Марафония. Созомен даёт описание облика и поведения духоборцев: степенная походка, простая речь, добрый нрав, монашеский образ жизни – всё это привлекало к ним людей. Пример нравственного совершенства являл духоборец Марафоний. Кроме того, Созомен сообщает, что ариане отбирали у последователей Македония церкви и всячески их притесняли. Феодорит, епископ Кирский, также свидетельствует, что ересь духоборчества возникла в результате деятельности Константинопольского епископа Македония, который только на словах придерживался учения о единосущии Сына Отцу, а в действительности предполагал отношение подобия. Как Арий и Евномий, он пришёл к выводам о Святом Духе. В этом Феодорит видит начало распространения духоборчества. Вместе с тем он утверждает, что Македоний был изгнан с кафедры по инициативе ариан, обвинявших его в почитании Сына Богом; после этого Македоний стал открыто проповедовать своё учение. Иоанн Дамаскин в труде «О ста ересях» суммировал сведения об учении духоборчества: духоборцы придерживаются здравых представлений о Христе, но оскорбляют Святого Духа, называя Его существом тварным, не происшедшим из Божества, а являющимся всего лишь освящающей силой. Доктрина духоборчества обусловлена широко распространёнными в то время арианскими идеями и является их логическим развитием, хотя многие духоборцы признавали единосущие Сына Отцу с некоторыми поправками и, по крайней мере, формально отрекались от арианства. В историческом отношении духоборчество представляет немало проблем, в первую очередь, связанных с разнообразием именований древних еретиков, а также с вопросом об основателе учения. Сторонники духоборцев назывались по-разному: тропики, духоборцы, полуариане, македониане, марафониане. По мнению исследователей, вероятное объяснение этому состоит в том, что духоборцы долгое время не представляли собой какой-либо однородной группы единомышленников с чёткой организацией и программой действий. Духоборчество было представлено разрозненными общинами, их объединяло одно убеждение – неприятие божественности Святого Духа. Первая генерация духоборцев, так называемые тропики, не имела чётко определившегося главу. Они не разделяли взглядов ариан относительно Сына, но в то же время настаивали на тварности Святого Духа. Несмотря на то, что Василий Великий первым духоборцем называет Евномия, это, скорее, дополнительная характеристика Евномия, нежели существенная черта его богословия или указание на особенную роль в развитии духоборчества.

 



 
PR-CY.ru