ДУХОБОРЧЕСТВО - Страница 6

Дух чужд Отцу и Сыну как по естеству, так и по достоинству, ибо Его природа служебная. Он значительно уступает Им, во-первых, в силе, славе и достоинстве, а во-вторых, во всех подобающих Им наших представлениях и выражениях. Дидим приводит экзегетический аргумент духоборцев, утверждавших, что Дух есть творение: всё сотворено через Слово (cр.: Ин. 1:3), а совокупность всего включает также и Святой Дух. По отношению к Духу духоборцы применяли особые арифметические операции: Дух не перечисляется вместе с Отцом и Сыном на одном уровне, но прибавляется к Ним снизу, что также доказывает различие природ Сына с Отцом и Духа. Наконец, Он находится в некой третьей категории живых существ помимо подчинённых и господствующих (в категории свободных существ). Святой Дух в таком случае мыслится как некий посредник между Богом и творением, Он не достигает божественного достоинства, но и не низводится до природы остальных существ, занимая промежуточное положение, не являясь ни Богом, ни одним из тварей. Василий Великий приводит более упрощённую схему взглядов духоборцев: Святой Дух имеет тварное и рабское естество. Дидим разбирает схожее утверждение духоборцев о том, что Дух является подчинённым существом, подобным ангелам. У духоборцев было распространено и такое утверждение: Дух, действовавший в Ветхом Завете, не тождествен Духу, действующему в Новом Завете. Совокупность приведённых положений и каждое в отдельности сказываются в церковной жизни – Святой Дух не подлежит славословию. Афанасий Великий ещё при появлении духоборчества отмечал их некоторую склонность к абстрактным логическим построениям. Ярче всего эта особенность выразилась в распространённом приёме духоборцев – выстраивании «генеалогического древа» в Святой Троице. Здесь они исходили из арианских рассуждений о нерождённости, рождённости и сотворённости. Духоборцы согласны допустить, что Святой Дух не есть творение, но в таком случае Он оказывается либо нерождённым существом, либо результатом рождения. В первом случае получается, что в Троице существует двое безначальных, и тогда Дух оказывается братом Отца или дядей Единородного Сына. Во втором случае Он может быть рождён либо от Отца, либо от Сына: если от Отца, то оказывается два сына или брата – Слово и Дух, а Сын перестаёт быть Единородным Сыном; если же от Сына, то появляется Бог-внук, а Отец становится дедом. Духоборцам был присущ, с одной стороны, буквалистский подход к тексту Священного Писания: они не употребляют ни отдельных выражений, ни формулировок, которые бы не встречались в Библии, ссылаясь на отсутствие каких-либо прямых указаний для почитания Святого Духа и тем обосновывая собственную правоту, с другой – произвольное применение различных фигур речи в зависимости от особенностей их учения. Григорий Богослов подробно разбирает этот довод в третьей части Слова 5 о богословии, доказывая, что в Священном Писании о Духе говорится достаточно много и ясно. К тому же оппоненты духоборцев часто указывали им на испорченные списки текста Священного Писания, которыми те пользовались, возможно, преднамеренно.



 
PR-CY.ru