ДУАЛИЗМ - Страница 12

Эта сила полагалась внутрь материи как её движущий принцип, основа самопорождения и самоорганизации в природе. В то же время эта сила понималась как орудие Бога в поддержании мирового порядка и потому считалась нематериальной и духовной, будучи дуалистически противопоставляема инертной материи. В философии немецкого идеализма, с её общей направленностью на постижение сознания, проблемы дуализма переносятся, главным образом, в область внутренней и внешней познавательной деятельности субъекта. Иииануил Кант в «Критике чистого разума» поставил под сомнение дуалистические построения Декарта, указывая на то, что из интроспективного опыта чистого мышления, лишённого чувственных созерцаний, никак не выводима субстанциальность мыслящего субъекта («души» или «ума» Декарта). В философских построениях Канта присутствует особая разновидность дуализма – «эпистемологический дуализм», противопоставление чувственных созерцаний понятиям рассудка и разума, а также обусловленный этим дуализм феноменального и ноуменального. Согласно Канту, разум способен непосредственно постигать лишь свои представления, которые модифицируются в соответствии с врождённой системой категорий. Однако такое устройство познания даёт нам доступ исключительно к феноменам, а не к ноуменам. Сами ноуменальные вещи (то, как они существуют независимо от нашего восприятия) нашему познанию принципиально недоступны. В идеалистических системах Иоганна Готлиба Фихте, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга дуализм уступает место последовательно проводимому монизму, попыткам построить систему универсального знания из одного первопринципа («Я» у Фихте, «абсолютный дух» у Гегеля, «тождество субъекта и объекта», «единый разум» у Шеллинга). Присутствующие в этих системах противоположения и дуальности (субъективное – объективное, дух – природа, необходимость – свобода и т.п.) теряют жёсткую противоречивость и несводимость друг к другу, с необходимостью присущие дуализму, и интерпретируются в понятиях диалектики. К середине XIX в. в истории дуализма наступает кризис, связанный с растущей популярностью механицизма и материализма в науке, представители которых считали, что в мире принципиально не может быть никаких вещей и явлений, не подвластных законам физики. Сознание и мышление понимаются здесь чисто физически, как «эпифеномены», или побочные продукты функционирования физических систем. Большинство непосредственно связанных с наукой философов и психологов XX в. в той или иной форме придерживались умеренного материалистического монизма, считая, что сознание в принципе может быть объяснено через функции мозга как материальной системы. Однако некоторые известные невропатологи и нейропсихологи продолжали отстаивать дуализм в качестве наиболее адекватного и логичного объяснения феномена сознания. Такая двойственность подходов привела к возникновению и широкому развитию в научной среде особой области философских исследований сознания, получившей наименование «mind – body problem» (проблема ум – тело).

 



 
PR-CY.ru