ДОМИНИКАНЦЫ - Страница 12

Последующие миссии доминиканцев, продвигавшиеся по торговым путям через территорию Древней Руси, должны были выяснить достоверность сведений о существовании мифического пресвитера Иоанна и его христианского государства в Азии. По мысли папской курии доминиканцы и францисканцы должны были убедить Иоанна выступить в совместном Крестовом походе против мусульман на Ближнем Востоке, а также попытаться обратить население его царства в католичество. С этим был связан маршрут миссии доминиканцев, проходивший не только через галицко-волынские земли, но и через Крым и Закавказье (так, например, в Тбилиси при монгольском правлении в 1240–1245 гг. проживал и проповедовал доминиканец Гичардо из Кремоны, участник миссии францисканца Асцелина). В 1242 г., после окончательного установления власти хана Батыя, доминиканцы неоднократно входили в состав различных посольских миссий; два доминиканца были членами миссии францисканцев Джованни дель Плано Карпини и Бенедикта Поляка, авторов ставших позднее знаменитыми отчётов об этой миссии. Доминиканцы участвовали также в 1253–1256 гг. в посольстве фламандца Гильома де Рубрука, отправленного французским королём Людовиком IX Святым (1226–1270 гг.) в ставку к хану Сартаку. В Галицко-Волынской Руси папский посол и легат Плано Карпини и его спутники вели переговоры с князьями Даниилом и Васильком Романовичами, местным духовенством о возможном объединении православных с католиками. Ряд сведений о Древней Руси из отчётов данных миссий попал на страницы исторических сочинений доминиканцев Винцентия из Бове («Speculum majus»), Симона де Сен-Квентена («Historica tartarorum»; 1248–1249 гг.), в хронику друга Карпини архидиакона Фомы Сплитского и др. Другим направлением деятельности доминиканцев стала территория Великого княжества Литовского и входившие в его состав русские земли. Орден принимал непосредственное участие в крещении населения княжества в годы правления короля Миндовга. Сохранился анонимный географический трактат, написанный между 1253–1262 гг., как полагают исследователи, епископом ятвягов доминиканцем Генрихом, где упоминается о безопасности католической проповеди на землях Литвы и Нальшан и о деятельности «в Белой Русции» брата Воислава, скорее всего, принадлежавшего к доминиканцам. В булле папы Римского Климента IV (1265–1268 гг.) от 17 апреля 1265 г. содержится обращение к доминиканцам с просьбой призывать в проповедях к Крестовому походу для борьбы с язычниками в Ливонии, Курляндии и Пруссии. Во второй половине XIII в. спутниками и участниками миссий доминиканцев становятся агенты итальянских торговых домов, закрепившиеся в 1270–1280 гг., после падения Латинской империи (1263 г.), в Северном Причерноморье. Активную полемическую деятельность на латинском и греческом языках проводил доминиканец Симон Константинопольский. Благодаря поддержке Генуи и Венеции в начале XIV в. в Золотой Орде возникло католическое епископство, имевшее здесь постоянные миссии доминиканцев и францисканцев, продолжавших через территории Древней Руси и Персии искать путь в Индию.

 



 
PR-CY.ru