ДОМИНИКАНЦЫ - Страница 13

С конца XIII в. храмы доминиканцев получили широкое распространение в древнерусском Понеманье и литовском Повиленье. Доминиканцы  из Вильно, Новогрудка и других городов активно привлекались для службы в канцелярии Литовских великих князей, начиная с великого князя Гедимина. Впоследствии при храмах, прежде всего, в Юго-Западной Руси, сформировались первые доминиканские монастыри. Один из них не позднее начала 1370 гг. действовал в городе Смотриче. В 1375 г. этот монастырь получил подтверждение привилегий от Подольского князя Александра Кориатовича, данных обители раньше его братом князем Юрием Кориатовичем (ум. около 1374 г.). Рост числа католических обителей привёл к тому, что 28 января 1378 г. из канцелярии папы Римского Григория XI (1370–1378 гг.) вышла булла с уведомлением, какие именно доминиканские монастыри в Галицко-Волынской Руси и Валашском воеводстве должны были принадлежать доминиканцам. В 1381 г. папа Римский Урбан VI  (1378–1389 гг.) предоставил власть генеральному магистру доминиканцев и его наместнику определять трёх инквизиторов в Армении, Грузии, Греции (Византии), Орде, на Руси и в Валашском воеводстве, а также выслал форму присяги для избираемых. В конце XIV – начале XV вв. появились доминиканские монастыри в Каменце, во Львове, в Луцке (1393 г.), в Коломые (1413 г.). В 1385–1386 гг. в связи с созданием Виленского католического архиепископства были учтены заслуги доминиканцев в деле распространения христианства в западнорусских землях и Прибалтике. В XIV–XVI вв. наместник Виленского капитула в Киеве всегда избирался из доминиканцев. В самом городе и Киевской земле, начиная с великого князя Владимира (Василия) Ольгердовича, доминиканцы получили ряд земельных владений и экономических привилегий, которые при его сыне Александре Олелько и польских королях из династии Ягеллонов неоднократно подтверждались. В 1490 гг. в Великом Новгороде доминиканец-славянин Вениамин был членом переводческого кружка при дворе Новгородского архиепископа Геннадия (Гонзова) и участником полного перевода на русский язык текста Библии. Большой популярностью в землях Западной, а позднее и Восточной Руси пользовался проникший через письменную латинскую традицию Чехии и Польши трактат Винцентия из Бове «Speculum majus» («Великое зерцало»), сохранившийся в большом числе списков, отрывков и выписок в переводах последней четверти XVII в. После Брестской унии, в начале XVII в., была основана русская провинция ордена доминиканцев, миссионеры которой действовали в западнорусских землях, Белоруссии и Украине. Избранный в 1626 г. глава русской миссии Ян Дамасцен Соколовский поддерживал тесные контакты с Киевским митрополитом Петром (Могилой), оказывая помощь в устроении Киево-Могилянской коллегии. В 1640 гг. была учреждена литовская провинция ордена, к 1766 г. в ней насчитывалось около 600 членов, такого же порядка была численность русской провинции. В XVIII в. в результате разделов Польши значительная часть территорий, входивших в русскую и литовскую провинции, стала принадлежать Российской империи, на территории которой в 1825 г. насчитывалось около 100 монастырей и 750 монахов. В 1799 г. была основана самостоятельная миссия доминиканцев в Ревеле (современный Таллинн), действовавшая до 1860 г.

 



 
PR-CY.ru