ДОСИФЕЙ, Обрадович - Страница 2

В 1783 г. на собственные средства издал 300 экз. автобиографии «Жизнь и приключения Димитрия Обрадовича, наречённого в монашестве Досифеем» и послание «Любезный Харлампий, здравствуй, Христос воскресе», в 1784 г. – «Советы здравого разума». Занимался распространением своих произведений в сербских общинах при помощи купцов. Несколько лет прожил в Англии, затем вернулся в Вену. С конца 1787 г. полгода жил в Шклове (современная Белоруссия) у мецената Семёна Гавриловича Зорича, где написал вторую часть Жития. Благодаря подаркам С.Г. Зорича в 1788 г. в Лейпциге опубликовал выдержавшие множество переизданий «Басни». Поддерживал реформы императора Иосифа II и его политику по освобождению Балкан от османского владычества. Но в 1804 г., после начала первого восстания сербов против турок, разочаровался в венском дворе, выступившем против восставших. Досифей поддерживал связь с сербским лидером Георгием Петровичем Карагеоргием и возглавил сербскую миссию при ставке русских войск в Румынии. В 1807 г. переехал в Белград, где в 1808 г. организовал Высшую школу, на основе которой впоследствии был создан Белградский университет, и богословскую семинарию. Занимал пост первого в истории Сербии министра просвещения, был членом Правительственного совета. Похоронен в соборной церкви Белграда. Творчество Досифея, несмотря на нравоучительный характер, разнообразно и включает как прозу, стихи, переводы, публицистику, басни, так и научные трактаты. Издавал книги на сербском народном языке. Досифей считается одним из родоначальников нового сербского литературного языка. В главном сочинении «Жизнь и приключения...» он пишет о необходимости просвещения соотечественников, пребывающих в тисках патриархальности, воспитания в молодёжи активного отношения к жизни, уважения к труду и ответственности перед народом. Произведение было создано на пересечении традиций агиографической и проповеднической литературы и новаций автобиографических сочинений, путевых заметок и воспитательного романа. Послание к Харлампию и «Советы...», собрание переведённых с разных языков изречений, стали своеобразным манифестом рационалистического мироощущения Досифея и его веры в возможность разумного переустройства сербского общества, утверждения светских концепций национальной культуры, литературы на сербском языке, реформирования образования и социальной жизни сербов в духе европейской современности. Посвящённые сербской молодёжи «Басни» включают сделанные Досифеем переводы и переработки басен Эзопа, Жана де Лафонтена, Готхольда Эфраима Лессинга и других авторов в сопровождении обширных, осуждавших состояние современного сербского общества, в особенности духовенства, нравоучений, написанных с живой разговорной интонацией, с использованием пословиц, поговорок, «случаев из жизни» и анекдотов. По мнению Досифея, благодаря науке и книжности в человеке можно развить добрый характер и любовь к людям, поэтому он считал, что для молодёжи важно получить образование.

 



 
PR-CY.ru