ДОСИФЕЙ, Обрадович

ДОСИФЕЙ, Обрадович (около 1742 – 1811 гг.) – иеромонах, писатель, деятель сербского возрождения. Сын кожевника Георгия и Круны был крещён с именем Димитрий. Рано осиротел, был взят на попечение дядей. Самостоятельно выучил грамоту и наизусть Евангелие, прологи и проповеди. Будучи впечатлительным ребёнком, после прочтения Житий святых бежал из дома, чтобы, подобно святым, уйти в пустыню, но был возвращён родственниками и отдан на обучение кожевенному ремеслу. В 1757 г. тайно отправился в монастырь Хопово. Весной следующего года принял постриг, в Страстной четверг того же года был рукоположён во диакона митрополитом Карловацким Павлом (Ненадовичем). Много читал, прославился духовными подвигами и даром молитвы о судьбе молодых людей (принципиально не молился о пожилых, считая, что уже поздно). Хотел стать юродивым, но после прочтения одного из сочинений Цезаря Барония увлёкся историческими произведениями и усомнился в достоверности Житий многих святых. Мечтал получить образование в Киеве или Москве, но игумен не смог оплатить его поездку. После внезапного перевода игумена, покровителя Досифея, в монастырь Шишатовац (с запретом взять келейника с собой) Досифей тайно бежал с другом в Загреб, чтобы потом через Германию уехать в Россию. Из-за недостатка средств задержался в Загребе, где выучил латынь. По рекомендации епископа Горно-Карловацкого Даниила (Якшича) отправился в Далмацию, чтобы, работая преподавателем, собрать нужные средства. Три года был учителем при церкви св. Георгия в Книнско-Поле. Для изучения греческого языка поехал на Афон в школу иеромонаха Евгения (Булгариса; впоследствии архиепископ Славянский и Херсонский), но по дороге заболел и был вынужден задержаться в Которе. На Пасху 1764 (?) г. митрополит Черногорский Василий (Петрович-Негош) рукоположил Досифея во иерея. Вернулся в Далмацию, но вскоре из-за вспышки моровой язвы бежал в Косово. Здесь перевёл на народный сербский язык некоторые толкования Иоанна Златоуста на Деяния святых апостолов и объединил их в сборник «Буквица» (1765 г.), который получил широкое распространение среди сербов. Два месяца Досифей прожил в монастыре Драгович и через Корфу направился на Афон, но прибыл туда, когда иеромонах Евгений уже покинул Святую Гору. Святогорская атмосфера, борьба между болгарскими и сербскими монахами за монастырь Хиландар разочаровали Досифея. Через полгода он уехал через Патмос в Смирну, где стал учеником грека Иерофея. Из-за начала Русско-турецкой войны ему пришлось уйти, т.к. местные власти заподозрили в нём русского монаха. Через острова Эгейского моря, Грецию, Албанию, Венецию, Триест достиг Вены, где остался на шесть лет. Выучил немецкий, французский и итальянский языки, давал частные уроки. Посетил Италию, Малую Азию, Молдавию и Львов. В 1782 г. в университете в Галле изучал философию, теологию и эстетику. Позднее переехал в Лейпциг с целью издать книгу на сербском языке, т.к. считал, что, «пока какой-либо народ не имеет книг на родном языке, он вынужден пребывать в темноте и варварстве».

 



 
PR-CY.ru