ДОСИФЕЙ, Обрадович - Страница 3

Начав с православного благочестия и аскетизма, византийской и греческой образованности, Досифей стал поборником просвещённого абсолютизма и этического минимализма и морализма протестантов. Всё православное вероучение он рассматривал через догму сотворённых в начале мироздания «здравого разума» и естества, которые являются границей и мерой Божественного присутствия в мире и главными источниками Богопознания. Досифей не отвергал Бога как Творца мира, но не принимал Откровения и воплощения Бога Слова. Отрицал чудо, монашество, святость, пост, предполагающие благодатную победу над «действием естества», преодоление природы. Чудеса, засвидетельствованные в Священном Писании, были ему непонятны. Идеал христианских святителей он заменил идеалом «разумных учёных людей»: «Время святительства прошло, а вся святость наших дней – быть честным человеком». Из церковных праздников признавал Пасху, Богородичные и Господские, утверждая, что почитание святых было придумано через шесть–семь веков после Христа, а многочисленные праздники ведут к растлению духовенства и верующих. Отцы церкви, по его мнению, в силу их монашеского состояния были «заклятыми врагами брака и чадородия» и вводили «заплесневелые обычаи» – целибат, монашество, пост. Призывал обратить монастыри в больницы и школы: «Книги, книги, а не колокола и колокольчики!» Досифей отвергал Вселенские соборы на основании того, что решения первых Соборов были отменены более поздними. Одобрил «Духовный регламент» императора Петра I и «Эдикт о веротерпимости» (1781 г.) императора Иосифа II, ограничивавших деятельность церкви. Идеи Досифея и издание им книг на сербском языке, а не на господствовавшем в тот период в славянском книгоиздании церковнославянском языке вызвали критику со стороны духовенства, в нескольких городах его произведения были сожжены. Досифей верил в торжество идей общественного договора, о котором писал Жан-Жак Руссо. Из европейской философов ему были близки Готфрид Вильгельм Лейбниц, Христиан Вольф, Томас Гоббс, Джон Локк, Энтони Эшлер Купер Шефтсбери. Отстаивал интеллектуальную свободу и общие принципы светского обязательного образования не только для мужчин, но и для женщин, которые в большей степени влияют на детей. Проповедовал веротерпимость: «Закон и вера могут измениться, но род и язык – никогда. Босняк или герцеговинец-турок, он по религии турком зовётся, а по роду и языку как были некогда его прадеды, так и будут последние его внуки босняки и герцеговинцы, пока Бог держит мир». Досифей выступал против межнациональной розни и ратовал за объединение разобщённых османами и австрийцами южных славян.



 
PR-CY.ru