ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 37

В опере («музыкальной трагедии-легенде») М. Каломириса в трёх действиях «Константин Палеолог» («Падение Константинополя / Город захвачен», 1961 г.) присутствуют, по мнению исследователей, аллюзии на церковное пение, несущие символическую нагрузку (например, гармонизации цитат из церковного распева в массовых сценах). Церковный распев сочетается с элементами других музыкальных традиций – ритмами народных песен, лейтмотивной системой вагнеровского типа. Использование М. Каломирисом церковного пения было высоко оценено исследователями благодаря сохранению смысла монодии, несмотря на её «окутывание» в полифонию, и рассматривалось в качестве фактора, содействующего созданию «фантастической, трансцендентной, наполненной символами атмосферы». Другой пример влияния церковной музыки исследователи обнаруживают в Симфонии №1 М. Каломириса «Храбрость» (1918–1920 гг.). Исследователи отмечают, что в финале симфонии мелодия кондака «Взбранной Воеводе», проводимая сначала оркестром, затем хором, соединена с «героической» темой начальной части произведения. Премьера симфонии состоялась в сентябре 1920 г. на праздновании освобождения Смирны греческой армией. Это произведение, как и «Симфония 1821 года» (оpаторий 39) Н. Астринидиса, исполняется 25 марта, когда празднуются Благовещение Пресвятой Богородицы и День независимости Греции. Третья часть симфонии Н. Астринидиса основана на пасхальном песнопении «Христос воскресе» и греческом национальном гимне. В основе оратории того же автора «Святой Димитрий», оpаторий 28/34 (1962 г.), испытавшей влияние церковного пения, лежит Житие святого, принявшего мученическую смерть в Фессалонике. По решению муниципалитета Фессалоники это произведение исполняется в годовщину освобождения города, совпадающую с днём памяти великомученика Димитрия (26 октября). К числу авторов произведений на церковные тексты и произведений, использующих элементы византийского пения, исследователи относят также М. Теодоракиса. Его внебогослужебные произведения на богослужебные тексты включают «Тропарь Кассии» (1942 г.), Реквием («Последование об усопших»; Reqiuem, 1984 г.), Литургию св. Иоанна Златоуста (1982 г.) и Симфонию №3, в третьей части которой («Византийский гимн») он прямо цитирует мелодии византийских песнопений. Греческое церковное пение – главный источник вдохновения для многочисленных произведений на духовные темы М. Адамиса. Изучавший одновременно западную и восточную музыку, он внёс существенный вклад в современную греческую музыку для театра, опредил своё композиторское кредо как «укоренённость в византийской традиции». М. Адамис признаёт, что его музыка произрастает из православного этоса, а его композиторский стиль и творчество направляются принципами и философией, лежащими в основе византийского пения. Среди значимых примеров – «Византийские Страсти» (1967 г.) и «Блаженный гроб» (2005 г.), которые в большой мере основываются на церковном мелосе; во втором произведении в некоторых фрагментах, по мнению исследователей, соединяются различные оригинальные византийские версии одних и тех же гимнов. Полифонический метод композиции М. Адамиса, определяемый им как полимелодический, – закономерное следствие его опыта работы с церковно-певческим материалом, то же исследователи говорят и о всей философии его творчества.

 



 
PR-CY.ru