ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 32

В качестве общеизвестного примера исследователи приводят хоры Георгия Васильевича Свиридова к трагедии Алексея Константиновича Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (1973 г.) и его концерт «Памяти А.А. Юрлова» для хора, поющего без слов (1973 г.), которые в последующие десятилетия получили продолжение в хорах композитора на канонические тексты (иногда в авторской переработке), объединённых в цикл «Песнопения и молитвы» (1980–1997 гг.) и представляющих собой высокий образец современной духовной музыки. Другой пример – музыка Сергея Сергеевича Прокофьева к кинофильму «Иван Грозный» (1940 гг.), где стилизованное композитором «Многолетие» оказалось столь удачным, что вошло в клиросный репертуар. Уникальным примером собственно духовно-музыкального творчества в России в 1920 – начала 1950 гг. являются написанные в стол и изданные только в 2004 г. довольно многочисленные (около 50) композиции Н.С. Голованова, продолжающие и развивающие достижения автора в данном жанре в период до 1917 г. и отмеченные своеобразным, крупным, «симфоническим» стилем. С начала 1960 гг. важным фактором явилось новое «открытие» русской иконописи и древнерусского пения (публикация исследований и расшифровок знаменных песнопений Максима Викторовича Бражникова, Николая Дмитриевича Успенского), результаты которого не замедлили сказаться в творчестве как художников, так и композиторов, причём преимущественно в музыке «без слов». Часто знаменный материал трактовался декоративно, применялся с целью создания определённого колорита, но исследователи называют и примеры глубокого изучения композиторами закономерностей древнего монодического пения: «Полифонический концерт на древнерусские темы» для четырёх клавишных инструментов (1969 г.) Юрия Марковича Буцко и струнный квартет «Похвала Пресвятой Богородице» (1988 г.) Михаила Георгиевича Коллонтая. Первое из названных сочинений состоит из 19 контрапунктов на подлинные знаменные темы (всего свыше 3,5 часов звучания), и в нём предпринята, по словам автора, «попытка нахождения законов гармонической вертикали и логики гармонизации (монодии) при переходе к многоголосию», в частности образования расширенного «знаменного звукоряда». Квартет М.Г. Коллонтая состоит из 14 гимнов, которые воспроизводят структуру византийского Акафиста Пресвятой Богородице в целом и отдельных его частей, причём часто церковнославянский или греческий текст песнопений вписан в инструментальные партии; стилистически здесь с помощью современной техники композиторского письма достигается убедительный синтез русского и византийского начал. У обоих авторов опыт общения с церковно-певческими источниками оказал решающее воздействие на их музыкальное мышление и был продолжен ими в более поздних сочинениях, как связанных с каноническими текстами, так и внешне с ними не соприкасающихся.

 



 
PR-CY.ru