ДИАСПОРА

ДИАСПОРА (от греч. – рассеяние) – первоначально так называлась в грекоязычной иудейской среде совокупность евреев, переселённых или добровольно переселившихся за пределы Палестины и оказавшихся в окружении язычников (Втор. 28:25; 30:4), особенно со времени вавилонского пленения (Иер. 41:17 (34:17); Ис. 49:6; Иудифь 5:19). Начиная с I в. н.э. этим словом стали именовать единоверцев, живших вне церковных общин, христиане. В Новое время слово «диаспора» вошло в употребление для обозначения, с одной стороны, национальных групп, проживающих вне мест компактного проживания соответствующего этноса в окружении инонационального большинства, с другой – религиозных или конфессиональных меньшинств, оказавшихся в аналогичном положении. Таким образом, можно говорить, например, о русской, польской или армянской диаспоре во Франции либо о католической, лютеранской или конфуцианской диаспоре в России. При этом слово «диаспора» в соответствии с первоначальным его употреблением не используют по отношению к религиозной общине, проживающей хотя бы и в качестве религиозного меньшинства, но на своей исторической родине, а не в эмиграции. Например, православные в Великобритании составляют диаспору, потому что там они переселенцы или потомки переселенцев из православных стран – России, Греции, Румынии и др., не считая присоединённых к православной церкви англичан. Однако в Турции православные, также оказавшиеся в меньшинстве в результате завоевания мусульманами Византии, на значительной части территории которой находится современная Турция, и из-за частичного обращения в ислам местного христианского населения, не представляют собой диаспору, потому что они здесь не эмигранты, а коренные жители. В XX в. в православной канонической литературе слово «диаспора» стало употребляться в качестве термина в значении более специфическом, чем при его обычном употреблении, обозначая совокупность православных общин в странах, находящихся за каноническими границами территорий исторических поместных православных церквей. Диаспора в каноническом значении этого термина представляет наряду со ставропигией и метохами, или подворьями, одно из трёх правомерных исключений из действия территориального принципа церковного устройства. В нормальных условиях православные христиане любой национальности, проживающие на одной территории, составляют один приход, окормляются одним епархиальным епископом и входят в состав одной поместной церкви, ибо, по слову апостола Павла, во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного» (Кол. 3:11). По Апостольскому правилу 34, «епископам всякаго народа подобает знати первого в них», однако, согласно контексту, «народом» в правиле называется не какой-либо этнос, а народ церковный, безразлично – этнически монолитный или разноплеменный, проживающий на определённой территории, точнее в границах одной провинции Римской империи.

 



 
PR-CY.ru