БИБЛЕЙСКАЯ ГЕОГРАФИЯ - Страница 2

Подробно описаны народы, подвластные Египту: Лудим (лидийцы), Анамим, Легавим (ливийцы), Нафтухим, Патрусим в Верхнем Египте, Каслухим и Кафторим (критяне). В «таблице народов» приведены описания племён и границ древнего Ханаана (от Сидона до Газы и от Газы до Лаши на Мёртвом море), а также Южной Аравии, где часть названий отождествима с внебиблейскими (например, библейский Хацармавеф – исторический Хадрамаут). В эпоху вавилонского и персидского господства географические горизонты библейских авторов расширяются, особенно на восток и север. Упоминаются Персы (Иез. 27:10), Мидяне (Ис. 13:17), чья столица в Ахмете (1 Езд. 6:2), т.е. в Экбатане. Часто появляются упоминания о стране Халдеев (Иер. 24:5 и др.), названы её части и города; Книга пророка Иезекииля содержит новые сведения о всех известных территориях (названия городов и областей). Позднейшие библейские книги обнаруживают знание мира в пределах, близких к тогдашней ойкумене: упоминается Индия (Есф. 1:1; 8:9) и, возможно, даже Китай (Синим – Ис. 49:12). В книгах эллинистической и римской эпох, включая Новый Завет, отражается весь спектр географии классического мира. Изучение исторической географии Палестины – одно из важнейших направлений в исследовании событий Священной истории. В качестве источников могут использоваться библейские и небиблейские тексты, материалы топонимики и физической географии, данные библейской археологии. Реконструкция географического контекста библейской истории позволяет исследователям делать выводы о путях передвижения и о миграции народов, населявших Палестину в древности, о границах территорий отдельных племён, о географических условиях, в которых жили народы, об административном делении (провинциях, землях, городах и их соподчинении), о любых видах деятельности и процессах, разворачивающихся в пространстве (торговых связях, войнах, переселениях). Важные сведения по библейской географии содержатся в сочинениях раннехристианских авторов, которые часто используются как источники, поскольку они позволяют связать еврейскую и греческую топонимику Ветхого Завета с арабской (в том числе современной) топонимикой. В «Ономастиконе» Евсевия Кесарийского (около 326 г., латинский перевод Иеронима Стридонского около 390 г.) собраны сведения современных ему историков и путешественников. С детства знакомый с топографией Палестины, Евсевий предпринял работу по идентификации объектов библейской географии, перечислив для каждой книги Библии в алфавитном порядке названия городов, гор, рек, провинций, равнин и пустынь, упомянутых в ней (всего в списке около 600 названий). Исследователи считают важным, что в примечаниях Евсевий иногда добавляет отсутствующие в Библии сведения о географическом положении места и о событиях, с ним связанных; цитирует авторитетных историков (Иосифа Флавия и др.); сравнивает варианты имён, взятые из разных греческих версий Библии (Септуагинты, версий Симмаха, Акилы и Феодотиона). Он часто соотносит древнее название места с современным названием, приводит расстояния и направления, иногда оговаривая, обитаемо место сейчас или нет.

 



 
PR-CY.ru