«БОГОМУЖНОЕ ДЕЙСТВИЕ»

«БОГОМУЖНОЕ ДЕЙСТВИЕ» – богословская формула, получившая широкое распространение в эпоху христологических споров (VI–VII вв.). Впервые встречается у автора «Ареопагитик», который говорил о «новом богомужном действии», явленном в Сыне Божьем после Воплощения (Ep. 4:19). Из «Ареопагитик» эту формулу заимствовал Антиохийский патриарх Севир (представитель монофизитства), сознательно заменивший слово «новое» на «единое». Согласно Севиру, под выражением «новое богомужное действие» «мыслим и разумеем единое, сложное (действие) и не можем иначе мыслить, после того как этим изречением всякая двойственность уничтожается». В таком видоизменённом виде эта формула послужила главным патристическим свидетельством, опираясь на которое монофизиты развивали своё учение о едином действовании Христа. В отличие от большинства монофизитских авторов (Галикарнасский епископ Юлиан, Сергий Грамматик) Севир допускал реальное различие между божественными и человеческими свойствами внутри «единой сложной природы» Иисуса Христа и полагал принципом богочеловеческого единства единство энергии. Своё учение о «едином богомужном действии» он систематически изложил в полемике с Сергием Грамматиком. Севир проводил чёткое различие между субъектом действия, действием или действованием и делами, т.е. тем, что произведено действованием. Эти дистинкции были заимствованы Севиром у Псевдо-Василия и органически вписались в его христологическую систему. Несмотря на то что Севир называет богомужное действие сложным, он признаёт во Христе один источник движения – Божество Слова. Сложность Севир считал возможным распространить только на дела, поступки, совершаемые Богочеловеком, в которых отображаются свойства как Божественной, так и человеческой Его природы. Формально исповедуя Христа истинным Богом и истинным человеком, Севир, тем не менее, признаёт во Христе способным к действованию только Божество. Человечество не является активным, «самодвижным», но оказывается пассивным орудием Божества, подобно тому, как тело служит орудием души. Для того чтобы при этом иметь возможность утверждать полноту человечества во Христе и единосущие Его нам по человечеству, Севир отказывается признать за энергией значение природного свойства и рассматривает энергию только как посредника между действующим и результатом действия, но не признаёт за ней никакой независимой реальности. По Севиру, энергия не есть самостоятельная реальность, это не более чем движение действующего к результату, проявление самого действующего в движении. Однако при этом из виду упускается главное – понятие «энергии» не только указывает на возможность совершать те или иные действия, но, прежде всего, означает жизненность, жизнеспособность.

 



 
PR-CY.ru