«БОГОМУЖНОЕ ДЕЙСТВИЕ» - Страница 3

Поэтому всё, что говорится относительно природ, может быть отнесено к Лицу и усвоено Ему. Таким образом, Лицо Бога Слова не полагается как причина, но предстаёт носителем всех Божественных и человеческих действий. «Посему всё равно, сказано ли: Христос действует по каждому из Своих естеств – или сказать: каждое естество во Христе действует с участием другого». Максим Исповедник, разъясняя смысл формулы «богомужное действие», видел в ней указание на «новый и таинственный способ проявления природных энергий Христа, в соответствии с таинственным способом их взаимопроникновения». Обладая и после Воплощения Божественным действием, Бог Слово «проявлял это действие телесным образом и с прикосновением Своей Собственной плоти..., чтобы доказать, что и сама Его плоть животворна, поскольку она есть Его Собственная, а не кого-то другого, по причине подлинного с Ним единения». Преподобный Максим использует в качестве аналогии пример души и тела: «Душа с собственным своим орудием – телом и естественным её действием обнаруживает собственные свои действия и естественную свою энергию». Аналогичным образом всякое движение тела Богочеловека «было проявлением природной энергии человеческой сущности Христа, в соответствии с которой Он действовал как человек, будучи Сам по природе Богом, и совершал Божественные действия естественным способом..., доказав в Себе Самом, что был совершенным Богом и совершенным человеком». Наиболее обстоятельно с православной точки зрения истолковывает рассматриваемую формулу Иоанн Дамаскин: «Блаженный Дионисий, выразившись, что Христос в своей жизни явил нам некоторое новое богомужное действование, говорит об одном действовании, составившемся из человеческого и Божеского, не отрицая естественных действований». Богомужное действие, согласно преподобному Иоанну, «означает то, что, так как Бог соделался мужем, то есть вочеловечился, то и человеческое Его действование было Божественным, то есть обожествлённым, и не лишено участия в Божеском Его действовании. Равным образом и Божеское Его действование не было лишено участия в человеческом действовании, но каждое из обоих действований созерцалось вместе с другим... и, называя богомужное действование Христа единым, мы разумеем два действования двух Его естеств». Таким образом, отцы церкви, вкладывают в формулу «богомужное действие» принципиально иной смысл, чем монофизиты и монофилиты. Словом «действие» православные авторы обозначают реальное различие двух естественных действий – Божественного и человеческого, а посредством слова «богомужное» указывают на то, что во Христе только Один Субъект действия, в силу чего действования теснейшим образом связаны между собой, ибо два естества во Христе всегда действуют «в общении друг с другом» (cum alterius communione), конституируя единый факт жизни.



 
PR-CY.ru