БАР-ХАДБШАББА ХАЛВАНСКИЙ - Страница 3

После Никейского собора епископами были основаны новые школы: Евстафием – в Антиохии, Иаковом – в Нисибине, где экзегетом стал Мар Афрем (Ефрем Сирин), Александром – в Александрии, где толкователем стал Афанасий Великий. Центральное место в трактате занимает Феодор Мопсуестийский, его толкования Священного Писания и отношение к ним. Феодор впервые дал подробные комментарии ко всем книгам Библии и составил также «ответы» относительно всех ересей. В Эдессе были приняты его комментарии. Но «глава и экзегет школы», «светоч» Кийора, сожалел о том, что они «не были переведены на сирийский язык», и он этот перевод осуществил. У Кийоры было много учеников, и они приняли от него толкование Божественных Писаний. После смерти Кийоры его сменил избранный по общему желанию Мар Нарсай. Далее трактат сообщает, что Нарсая в Нисибине сменил Елисей бар Косбайе. Его преемником стал Аврахам, родственник Мар Нарсая. Затем эти обязанности нёс Ишояв (569–571 гг.). После Ишоява экзегетом школы в течение одного года был Аврахам Нисибийский бар Кардаха, а затем «его степень» получил Хнана Адиабенский, учение которого стало причиной внутреннего раскола в несторианской церкви. Бар-Хадбшабба Xалванский отзывается о Хнане в очень лестных выражениях, говорит о его смирении, скромности, о его исключительных знаниях и способности к преподаванию. Исследователи не сомневаются, что Бар-Хадбшабба Xалванский принадлежал к ученикам Хнаны и составлял свой трактат, когда тот был жив. «Мы все молим о продлении его жизни, – пишет Бар-Хадбшабба Xалванский, – потому что он украшал изящным словом философов свои замечательные толкования». В трактате нет указаний на то, что Хнана был осуждён на Соборе 585 г. за близость к православию. Последняя часть трактата посвящена жизни школы. «Такова вкратце причина школ, – пишет автор. – Не без основания установлена и определена сессия в два срока – летом и зимой. Поскольку человек состоит из души и тела, которые не могут пребывать одна без другой, решили отцы, видя, как мы заботимся о пище духовной, выделить нам время и для работы, для добывания пищи телесной». Бар-Хадбшабба Xалванский прибавляет, что физический труд должен быть подчинён духовной жизни. Там же содержатся советы об общем поведении школяра, которое должно быть достойным и примерным.



 
PR-CY.ru