БАР-ХАДБШАББА ХАЛВАНСКИЙ - Страница 2

Первая часть, теоретическая, говорит о поучениях, которые «были даны Творцом невидимому миру ангелов и человеку», – поучения Христа своим ученикам и последователям. В этой же части (Сергей Сергеевич Аверинцев называет её «эпистемологическим рассуждением») дан философский анализ познания мира, причём сирийские термины находятся в непосредственной связи с греческой философией. Главным качеством человека является «разум словесный и просвещённый». У разума есть такие качества, как понимание, мышление, а также страсть, гнев, воля. Но «разум стоит над всеми ними» и как «мудрый возница», и как «способный кормчий». Наука, с точки зрения Бар-Хадбшаббы Xалванского, может быть разделена на две части – «знание и действие», т.е. на теорию и практику. Далее автор переходит к истолкованию грехопадения человека и рассматривает историю израильского народа как передачу традиций, поучений, которые якобы формировались в «школах», т.е. в группах учеников, собиравшихся вокруг патриархов или пророков, как в «школе Ноя», в «школе Авраама». Поучения в этих школах были даны «Самим Господом». «Великую школу совершенной философии» основал Моисей для «сынов Израиля». Свою школу создал и «премудрый Соломон», точно так же как и другие пророки. Затем трактат переходит к перечислению «собраний», которые и составляли собственно школы. Первым таким «собранием» названа Академия Платона, затем следуют школы Эпикура и Демокрита, но их учение было языческим, они смешивали истину с заблуждениями. Трактат упоминает также о «физиках», отмечает, что Пифагор заблуждался в учении о Едином Божестве. В Персии «собрание школы» создал маг Зардушт (Заратустра). Далее автор трактата рассказывает, что с пришествием Христа была «обновлена первоначальная школа его Отца». В ней учителем Писания стал Иоанн Креститель, а управителем (домовладыкой) – апостол Пётр. Учение Христа продолжили распространять апостолы. Затем трактат сообщает о том, «как начали быть школы» собственно образовательные и «в какое время стали толковать Писания». Упоминается об Александрийской школе, руководимой «Филоном иудеем», в которой процветали философия и экзегеза. Филон толковал Библию аллегорически, совершенно устранив историю. В известной мере трактат связывает с этой традицией и арианство.

 



 
PR-CY.ru