АНГЛИКАНО-ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЗИ - Страница 3

В 1583 г. английский посольский священник Хамфри Коул и доктор Якоб представили Ивану Грозному краткое изложение англиканского вероучения. Напряжённость в отношениях православных и англикан вызывали случаи прозелитизма, которые, однако, были не столь частыми. Острое недовольство русской стороны вызвал, например, переход в англиканство русских студентов, в 1600 г. посланных на обучение в Англию. Один из них, Никифор Григорьев, став англиканским священником, открыто критиковал православие. Англикане чаще принимали православие, и это, естественно, вызывало неприязнь их соотечественников, которые оставались в лоне Англиканской церкви. Англиканским священникам в отличие от католических было разрешено служить на Руси, первый священник Х. Коул появился в Московии в 1583 г. Он и его преемники совершали богослужения в посольском доме на ул. Варварке, а в начале XVII в. англикане пользовались также и лютеранской кирхой в Белом городе. В 1629 г. в Москве была построена первая реформатская кирха, в которой молились англичане и голландцы. В 1652 г. во исполнение Соборного уложения 1649 г. кирха была перенесена в Новоиноземную слободу. История англикано-православных связей этого периода начинается с попытки составления конкордата об объединении церквей. В 1716 г., после визита в Англию Фиваидского епископа Арсения, несколько англиканских епископов-нонджуреров (от англ. non-jurors – неприсягнувшие, т.е. отказавшиеся в 1688 г. присягнуть Вильгельму III Оранскому и потому низложенные со своих кафедр) просили Константинопольского патриарха Иеремию III принять их в церковное общение. Посредниками выступали Святейший Синод РПЦ и русский император Пётр I, который заинтересовался устройством церкви Англии ещё во время своего путешествия по Западной Европе в 1699 г. Проект конкордата, составленный Майклом Кэмпбеллом, предполагал возможность совместного совершения таинств при сохранении существующих различий между вероучениями, которые всегда являлись препятствием для их объединения, например: непризнание авторитета Вселенских соборов и их оросов богодухновенными, отрицание почитания Пресвятой Богородицы, святых и икон, понимание таинства евхаристии с позиций кальвинизма. Кроме того, конкордат М. Кэмпбелла предусматривал примат Иерусалимского патриархата как древнейшей церкви. В соборном послании англиканским епископам 1723 г., к которому прилагались «Изложения православной веры» Иерусалимского собора 1672 г. и решения Константинопольского собора 1691 г., патриархи Константинопольский, Антиохийский Афанасий, Иерусалимский Хрисанф, признавая ревность и благочестие англикан, решительно отказались обсуждать с ними спорные вопросы: «Наши догматы ещё древле исследованы…, прибавлять или отнимать от них что-либо непозволительно; посему желающие согласоваться с нами в Божественных догматах православной веры должны с простотою… покориться всему, что определено и постановлено древним преданием отцов и утверждено святыми Вселенскими Соборами».

 



 
PR-CY.ru