АНГЛИКАНО-ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЗИ - Страница 5

Джордж Уильямс, капеллан в Петербурге в 1844–1845 гг., богослов и топограф, исследователь Святой земли, написал книгу об истории контактов православной и англиканской церквей (1868 г.). Ричард Блэкмор, англиканский священник, с 1819 по 1847 гг. служивший в Кронштадте, перевёл на английский язык «Историю Русской Церкви» Андрея Николаевича Муравьёва, «Пространный катехизис» митрополита Филарета и другие православные сочинения. Первый официальный орган Церкви Англии, целью которого было содействие развитию отношений с православной церковью, был создан в 1863 г. при нижней палате Конвокаций и получил название Греко-русского комитета. Его создание сопровождалось борьбой сторонников и противников сближения с православием. В поддержку создания комитета выступили многие прелаты (епископ Оксфорда Сэмюэл Уилберфорс, епископ Линкольна Кристофер Вордсворт, епскоп Солсбери Уолтер Гамильтон и др.), в основном, представители «Высокой Церкви», которые утверждали, что «корни церкви Англии на Востоке, и... она всегда в какой-то степени сохраняла независимость и приверженность древней традиции, и поэтому вполне естественно... стремится к сближению с теми, кто является верными последователями великих святых отцов». Представители же «Низкой Церкви» жёстко критиковали стремление к союзу с православной церковью и называли его трактарианской ересью, вносившей раскол в англиканское сообщество. В 1864 г. начала работу Ассоциация восточных церквей (см. Ассоциация англиканской и восточно-православной церквей), главной задачей которой стало сближение англиканской и православной церквей. Согласно официальным документам Ассоциации, отразившим «теорию ветвей», «обе Церкви сохранили в себе апостольское преемство и истинную веру в Спасителя и должны принять друг друга в полное общение в молитвах и таинствах». Они стремились к взаимному признанию, а не к прозелетизму – этим объясняется неприязнь членов Ассоциации к Джозефу Овербеку и Томасу Хейдерли, которые перешли в православие и пытались создать в Англии православные приходы. Ассоциация направила протест Константинопольскому патриарху Григорию VI, отметив, что рукоположение перешедших в православие англиканских богословов нарушит традиции православной церкви, которая в отличие от Римской раньше не занималась прозелитизмом. Тем не менее, патриарх рукоположил Томаса Хейдерли в сан иерея, т.к. к 1871 г. в Вулвергэмптоне уже существовал приход из нескольких православных англичан, но не разрешил ему заниматься распространением православного вероучения. В ответе Кентерберийскому архиепископу Арчибальду Тейту, разъяснявшем позицию православной стороны, патриарх писал: «Наше желание состоит не в том, чтобы привести в лоно нашей Церкви пять или шесть англикан, а в том, чтобы преодолеть несогласия и достичь союза с Англиканским сообществом».

 



 
PR-CY.ru