АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 25

В рамках одного канона могут быть представлены песнопения различных гласов. Известны и другие имена авторов церковных песнопений VIII в.: католикос Ованнес Одзнеци, а также женщины-гимнографы – княжна Хосровидухт, автор Плача (или Хвалы) на память своего брата великомученика Ваана Гохтнеци (ум. в 737 г.), и монах Саакадухт, автор множества кцурдов. Среди гимнографов периода Анийского царства наиболее значительными являются Григор Магистр (Пахлавуни; около 990 – 1059 гг.), католикос Петрос I Гетадардз (1019–1058 гг.), Ованнес Саркаваг. Огромный вклад в обогащение поэтического и музыкального языка внёс католикос Нерсес IV Шнорали (XII в.), автор многочисленных духовных гимнов и целых канонов. Он широко применял силлабическое стихосложение и одним из первых ввёл в духовную гимнодию силлабо-тоническое стихосложение, а также рифмованный стих. Ему принадлежит авторство ряда оригинальных мелодических моделей, которые не вписываются в каноническую систему осмогласия. Оригинальные напевы создавали и другие гимнографы той же эпохи: Нерсес Ламбронаци (XII в.), Акоб Клаеци (XIII в.). Хачатур Таронаци (XII в.) известен как автор шаракана «Великое таинство», который поётся в начале литургии во время облачения священника. К XIII в. число мелодических моделей шараканов выросло с первоначальных восьми до сорока – сорока пяти. Ради того, чтобы сохранить сакральный смысл числа 8, все новые модели искусственно « привязывались» к тем или иным из традиционных гласов, часто под названием « мутантных» (дардзвац'к) гласов. К XIII в. все дни церковного календаря были обеспечены необходимым количеством гимнов, и хотя в течение некоторого времени ещё создавались новые шараканы, в состав церковных служб их уже не включали. Корпус гимнов, канонизированный в XIII в. под названием Шаракан или Шаракноц, включает в себя около 1,5 тыс. песнопений; примерно две трети из них соответствуют нормам традиционного осмогласия, напевы остальных принадлежат к « мутантным» гласам или к другим оригинальным мелодическим моделям. Сохранились поэтические тексты ряда шараканов, не вошедших в канонический Шаракноц. В Средние века напевы шараканов записывались с помощью невменных знаков – хазов. Не позднее XVIII в. искусство пения по хазам пришло в упадок, однако шараканы продолжали передаваться изустно; по общему мнению армянских специалистов, к середине XIX в. (когда традиционные песнопения начали систематически записывать с помощью новой армянской нотописи) их напевы всё ещё сохраняли свой первозданный вид. Корпус шараканов представляет собой сердцевину национальной музыкальной культуры Армении. Все остальные жанры и формы средневекового духовного и светского музыкально-поэтического искусства, в том числе песнопения Патарага (литургии), выросли на основе корпуса шараканов. Значительные по своим художественным достоинствам гимнографические памятники были созданы в жанрах гандз и таг (тал), для музыки которых характерен богато орнаментированный (мелизматический) стиль, для поэтических текстов – ярко выраженное личностное начало. Эти песнопения помещались в особых певческих книгах – Гандзаране и Тагаране.

 



 
PR-CY.ru