АРМЯНСКИЙ ОБРЯД

АРМЯНСКИЙ ОБРЯД – богослужебная традиция Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Формирование армянского богослужения в III–IV вв. происходило под влиянием, в первую очередь, греческой (через Каппадокию) и сирийской (через Эдессу и Осроену) традиций. Языками богослужения в это время были греческий и сирийский. С V в. в связи с переводом Библии и богослужебных текстов на армянский язык богослужебная традиция ААЦ становится самостоятельной. В V–VII вв. было ощутимо сильное влияние греческого иерусалимского богослужения, что объясняется в том числе присутствием армянской диаспоры в Иерусалиме. Армянские христианские общины существовали здесь уже в IV в. Известно, что немало армян было среди монахов лавры св. Саввы Освященного и других палестинских монастырей. По сообщению Кирилла Скофопольского (VI в.), преподобный Евфимий (ум. в 473 г.) из Мелитины (Малая Армения) организовывал монашеские общины в Палестине. В середине V в. в Иерусалиме был основан армянский монастырь во имя св. апостола Иакова, получивший впоследствии статус патриархата, в VI в. поблизости, возле Дамасских ворот Иерусалима, образовался армянский квартал. Армянские часовни, церкви и монастыри строились как в самом Иерусалиме, так и в его окрестностях: по археологическим данным, в VI в. здесь было не менее 12 армянских монастырей, в «Истории» Себеоса говорится о восстановлении богослужения в армянских церквях в VII в. после нашествия персов, Анастас Вардапет (рубеж VII – VIII вв.) приводит названия 70 армянских монастырей в этих местах. Кроме того, определённое воздействие на армянскую литургическую традицию в это время оказал западно-сирийский обряд. В IX–XIII вв. армянское богослужение претерпело весьма заметное влияние византийского обряда. В XII–XIV вв. присутствие крестоносцев в Малой Азии, а также участие в их рядах киликийских и сирийских армян (многие из них впоследствии поселились в Иерусалиме, влившись в число верных армянского Иерусалимского патриархата) привело к проникновению некоторых элементов римского обряда (в первую очередь, традиций ордена доминиканцев) в армянское богослужение. Чашоц (Лекционарий) содержит литургические библейские чтения из Ветхого и Нового Заветов, Патарагатетр содержит последование литургии, Жамагирк – это книга часов, сходна с Часословом, Маштоц аналогичен по составу Требнику, содержит чинопоследования таинств и прочих священнодействий. Эта литургическая книга в IX в. была упорядочена католикосом Маштоцем I Елвардеци, в честь которого получила своё название. Маштоц дзернадрутеан состоит из последований хиротоний, дополняя Маштоц. Шаракан – это сборник гимнов (шараканов). Йайсмавурк – аналог Синаксаря, Минология (или Пролога) содержит краткие Жития святых и поучения на праздники. Впервые был составлен монахом Исраелом в 1240 г., позднее появились его различные редакции: в 1269 г. – Киракоса Аревелци в Сисе, около 1306 г. – католикоса Григора VII Анаварзеци, в начале XV в. – Григора Хлатеци (по прозвищу Церенц). Тонацойц (предшественником этой книги был Тонамак) содержит перечень праздников с литургическими чтениями и уставными указаниями.

 



 
PR-CY.ru