АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 24

Мелодика архаических шараканов строится не столько по принципу центонизации («склеивания» устойчивых мелодических формул-попевок), характерному для византийского осмогласия и григорианского пения, сколько по принципу варьирования целостной конфигурации, которая отражает синкретическое единство синтаксиса, просодии, ритма и лада в рамках канонически построенной музыкально-поэтической строфы. Возможности варьирования определяются, главным образом, темпом исполнения (в медленных шараканах преобладает мелизматическая фактура, в быстрых на каждый слог приходится не более двух звуков) и количеством слогов в тексте. Среди ранних шараканов особое место занимает 36-строфный гимн с алфавитным акростихом в честь св. Рипсимии (Рипсиме) и её спутниц, созданный католикосом Комитасом Ахсеци в 618 г. В нём использована оригинальная мелодическая модель, не соответствующая ни одному из восьми традиционных гласов; его словесный текст написан силлабическим стихом. В жанровом отношении этот гимн родствен византийским кондакам VI–VII вв. Выдающийся вклад в искусство армянской гимнодии внёс епископ Степанос Сюнеци (VIII в.), автор обширного цикла «Главные (или: старейшие) гимны на Воскресение». Формообразующий принцип, лежащий в основе этого памятника, сближает его с византийским каноном эпохи Андрея Критского и Иоанна Дамаскина. Цикл состоит из восьми частей (по числу гласов), каждая из которых включает десять кцурдов. Кцурды по своему содержанию восходят к ветхозаветным библейским песням, исполнявшимся после каждого канона Псалтири. В каждом кцурде тема, заданная ветхозаветным первоисточником, интерпретируется сквозь призму образов Нового Завета. Музыкально-поэтический строй «Главных гимнов» в наиболее полной мере соответствует представлению об осмогласии как о совокупности вариантов одной и той же синкретической структурной модели. У исследователей есть основания предполагать, что значительная часть шараканов более раннего происхождения дошла до нас в редакции епископа Степаноса Сюнеци. Как полагают исследователи, он упорядочил или реформировал систему осмогласия и расположил шараканы своих предшественников в виде многочастных музыкально-поэтических циклов – канонов, получивших впоследствии широкое распространение в армянском обиходе. Схема армянского канона отличается от византийского и от схемы «Главных гимнов» епископа Степаноса Сюнеци; его полная версия включает восемь кцурдов, восходящих к следующим отрывкам Священного Писания: 1) «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся» (Исх. 15); 2) «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки» (Дан. 3:52); 3) «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1:46–55); 4) «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей» (Пс. 50); 5) «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» (Пс. 148); 6) «Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне» (Пс. 112); 7) различные (изменяемые) стихи из Псалтири, поющиеся на литургии (Патараге); 8) «Возвожу очи мои к горам, откуда придёт помощь моя» (Пс. 120). Первая часть канона поётся на ночном часе, части вторая–шестая – на утреннем, седьмая часть – после полудня, восьмая – на вечернем часе.

 



 
PR-CY.ru