АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО

АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО – одна из самых могущественных держав поздней Античности и раннего Средневековья, принявшая в середине IV в. христианство в качестве государственной религии. В периоды наибольшего расширения охватывала северную часть Африканского Рога и ряд районов на юго-западе Аравийского полуострова. Самобытная высокоразвитая культура Аксумского царства, сложившегося на рубеже эр на севере Эфиопского нагорья вокруг города Аксума, оформилась под влиянием двух несхожих и разновременных цивилизационных факторов: сабейского и эллинистического. Сабейские колонии в северо-восточной части Африканского Рога (как в окрестностях будущего Аксума, так и ближе к побережью, в районе современных поселений Сэнафе и Адди-Кэйих) были основаны в VIII–VII вв. до н.э. в качестве перевалочных пунктов, через которые шла доставка ладана и других благовоний с территории современного Сомали на юг Аравии. Их создатели, выходцы из Мариба, Хадакана и других городов раннесабейского государства, познакомили местное население (как семитоязычное, так и кушитоязычное) с южноаравийским консонантным алфавитом и с развитой политеистической религией древнего Йемена, в пантеоне которой были представлены божества Астар, Хубас, Алмаках и богини Зат Химйам и Зат Бадан. К концу VII в. до н.э. эти колонии объединились в протогосударственное образование, его властители носили титул «мукарриб (народа) дамат и сабейцев». После того как на рубеже VII–VI вв. до н.э. Саба установила контроль над ладаноносными районами в самой Южной Аравии, потребность в транзите благовоний через заморские колонии потеряла для неё актуальность, и они быстро пришли в упадок. Местное население, ядро которого составляло, очевидно, племя дамат, вернулось в догосударственное состояние, сохранив, однако, хотя и в искажённом виде, письменность и религию пришельцев. С конца IV – начала III в. до н.э. монархия Птолемеев стала активно осваивать бассейн Красного моря. Через основанную ими на его западном побережье Птолемаиду Охотничью и располагавшийся более чем в 500 км южнее её город Адулис, ставший позже главным аксумским портом, они вывозили в Египет африканских слонов для использования в качестве боевых животных. Постепенно в связанных с побережьем северо-восточных областях Эфиопского нагорья распространились греческий язык и эллинистическая культура. Аксумская цивилизация стала результатом сабео-эллинистического синтеза на местном африканском субстрате.

 



 
PR-CY.ru