АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО - Страница 3

Один из самых ранних текстов на геэзе упоминает Гадару. Первые надписи и монетные легенды на этом языке составлялись консонантным письмом слева направо благодаря греческому влиянию и лишь изредка справа налево, как в других семитских языках. Все 24 буквы этой разновидности геэзской письменности, засвидетельствованные в эпиграфике, происходят от соответствующих сабейских знаков, большая часть которых претерпела изменения (поворот на 90 или 180°, подчас весьма существенные искажения начертаний). Переломным периодом в истории Аксума стал IV век – начало христианизации страны. В эфиопской церковной традиции её связывают с легендарными братьями-соправителями святыми Абрэхой и Ацбэхой, современная же наука считает, что обращение страны в новую веру произошло при царе Эзане (около 320 – 360 гг.). От него сохранилось наибольшее число пространных царских надписей, сообщающих о покорении этим правителем бега (бэга, блеммиев), агвезат (т.е. племени геэз), царане, чёрных и красных ноба (нубадов) и других народов. Вероятно, им был взят город Мероэ. Держава Эзаны охватывала Эритрею, север Эфиопии и значительную часть современного Судана. Судя по титулатуре, он претендовал на власть над Химьяром и Сабой, но реальных шагов для осуществления подобных амбиций, насколько исследователям позволяют судить источники, не предпринимал. Ко времени правления Эзаны Аксумское царство в экономическом и культурном отношениях было тесно связано с восточными провинциями Римской империи. Оттуда вместе с торговцами и путешественниками проникает на Африканский Рог проповедь христианства. Почва для принятия его в качестве государственной религии Аксумским царством готовилась в течение десятилетий. Этот акт не был результатом случайного стечения обстоятельств, как можно было бы подумать, основываясь на сохранённом у Руфина предании о св. Фрументии, полном к тому же хронологических несоответствий. Эзана понимал преимущества христианства перед язычеством, его способность сплотить воедино разнородные этнокультурные элементы создаваемой им империи. Об аксумском политеизме исследователям известно немного. В финальных инвокациях ряда надписей сохранились имена местных божеств: унаследованных ещё от раннесабейских колонистов Астара, Бэхера и Мэдра, возможно, связанных с культом земли и плодородия, а также бога войны Махрэма (в греческих текстах Арес), сыном которого считался царь, следуя здесь общей для многих эллинистических монархов традиции. В поздних текстах Эзаны на смену языческим приходят монотеистические формулировки: от неопределённых в геэзской надписи до явно христианских в греческой. Точно определить время обращения Эзаны исследователям пока не удаётся: его датируют периодом от начала 330 гг. до 356 г.

 



 
PR-CY.ru