АСКЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

АСКЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от греч. askesis – упражнение, подвиг, asketes – подвижник) – тип религиозного опыта, основанный на психофизической практике подавления плотских, чувственных сторон человеческого существования ради достижения высокой духовной цели, пренебрежение нынешним, чувственным миром, его умаление или даже отрицание ради будущего, духовного мира. В простых формах аскетизм предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п. В более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного идеального мира над миром реальным. Понятый широко, аскетизм имеет онтологические (бытийные) основания, поскольку опирается на реально существующее мировоззренческое представление о структуре мира, его частях и их взаимных связях. Возвеличение идеального мира, входящее в суть аскетизма, предполагает предельно широкое утверждение основных ценностей этого мира в мире реальном. Поэтому он представляет собой одну из основных характеристик коллективистических обществ (средневековое общество, коммунистическое общество и т.п.) и коллективистических общностей (армия, церковь, тоталитарная религиозная секта или политическая партия и т.п.). В коллективистических обществах аскетизм считается одним из важных средств, обеспечивающих переход от существующего социального строя к гораздо более совершенному обществу, своего рода «раю на небесах» или «раю на земле». В нем можно выделить его материальную и духовную составляющие. Материальный аскетизм обычно предполагает отрицание или хотя бы порицание собственности; отрицание семьи или, по меньшей мере, резкое умаление ее роли в обществе; подразделение потребностей человека на естественные и вымышленные, а также принижение последних и т.п. Духовный аскетизм может включать отказ от многих духовных и интеллектуальных потребностей или даже превознесение нищеты духа, ограничение участия в духовной или интеллектуальной жизни своего времени, отказ от осуществления своих гражданских и политических прав и т.п. Граница между материальным и духовным аскетизмом является относительной. Аскетизм как тип религиозного подвижничества обнаруживает себя практически во всех религиях мира, демонстрируя многообразие своих культурных форм. С глубокой древности аскетические нормы выступали средством достижения ритуальной чистоты, святости, т.е. состояния, необходимого для общения со священным, с миром духов и богов. Многие формы аскетизма берут свое начало от магических представлений и связанных с ними табу, от обрядов инициаций и шаманских практик. В отношении европейской культуры аскетизм в первоначальном смысле – это система физических упражнений греческих атлетов, предназначенная для обретения физического совершенства. Платон, создавший первую последовательную и хорошо аргументированную концепцию коллективистического общества в диалогах «Государство» и «Законы», выдвигал умеренность, удовлетворенность своим положением, каким бы оно ни было, в качестве общей добродетели для всех трех классов своего идеального общества. Умеренность, сущность которой заключается в самоограничении, он понимал настолько широко, что включал в нее также политическое самоограничение – признание гражданами права государственного органа требовать законопослушания и повиновения. Самоограничение у него преследовало цель задержать все социальные перемены и обеспечить простирающуюся неограниченно стабильность общества и тем самым, как думал Платон, – справедливость.

 



 
PR-CY.ru