Исследователи не сообщают, что пророк участвовал в каких-нибудь поэтических состязаниях, но отмечают, что суры Корана не отличаются новаторством и глубиной философского содержания. Все основные мифологические мотивы в его учении в целом совпадали с библейскими. Мухаммад говорил, повторяя ветхозаветные сюжеты, что Аллах сотворил мир за шесть дней (однако седьмым днем была объявлена не еврейская суббота, а пятница), что первый человек Адам был создан из глины и явился венцом творения. Поначалу он вместе со своей женой Хаввой (созданной из его ребра) жил в раю, но потом был изгнан за то, что, вопреки воле Аллаха, вкусил плодов от запретного дерева. Большую роль в дальнейшей истории человечества и его взаимоотношениям с Аллахом Мухаммад отводил пророкам. Хотя большинство пророков, упомянутых в Коране, отождествляются с библейскими персонажами, Мухаммад часто рассказывал о них совсем не так, как древние евреи. Видимо, он почерпнул сведения об иудейской религии и Библии только из устных бесед, поскольку сам читать и писать не умел. Обращался он также к евангелическим и талмудическим сюжетам. Так, очень близкими к христианству оказываются его идеи о скором конце света, о воскрешении мертвых и Страшном суде. Впрочем, Мухаммад никогда и не настаивал на том, что открывает что-то новое. С самого начала он объявил, что Аллах, которого он проповедует, задолго до него открылся прародителю арабов и евреев Аврааму (Ибрахиму), а после него и многим другим еврейским пророкам.

Но и до Авраама Аллах не был скрыт от людей, ибо вера в Него была известна с глубокой древности. Мухаммад говорил, что первоначально все люди имели одну веру, но потом они предались религиозным спорам, вследствие которых у разных народов возникли различные заблуждения и разные религии. Для возвращения заблуждающихся к истине Бог послал своих пророков ко многим народам. Но были среди народов те, кого Аллах повел прямым путем, а были те, кому оказалось суждено заблуждение. «Авраам не был, – написано в Коране, – ни иудей, ни христианин – он был правоверный мусульманин, поклонник единого Бога». Но это не означало, что Мухаммад признавал иудаизм или христианство. Откровение, данное ему, он считал совершенно независимым от прежних откровений. Оно согласно с ними и подтверждает их, но оно, так же, как и прежние откровения, послано прямо с неба от единого Бога. Аллах якобы говорит Мухаммаду: «Нет Бога, кроме Бога живого и вечного. Он послал тебе откровение, содержащее истину, чтобы подтвердить писания, бывшие прежде него».

В Коране отсутствует какое-либо внутреннее композиционное единство, поскольку он составлен из проповедей разных периодов жизни пророка: мекканского и мединского. Однако собиратели и редакторы Корана не всегда могли точно установить их хронологическую последовательность. Коран сложился как собрание устных проповедей, и это наложило отпечаток на его стиль. Проповеди Мухаммада, содержащие молитвы и заклинания, поучительные рассказы, религиозные предписания и гражданские законы, расположены вперемежку. Суры состоят из неравного количества смысловых отрывков, условно именуемых стихами, они даны в Коране не в систематическом, смысловом или хронологическом порядке, а по принципу убывающей величины. Исключение составляет первая небольшая сура «аль-Фатиха», содержащая главную молитву мусульман. Пафос Корана направлен против язычества и основ общественной жизни родоплеменного строя. Из суры в суру настойчиво повторяется мысль о единстве Аллаха, его всемогуществе и справедливости.

 



 
PR-CY.ru