Успех Мухаммада объяснялся, по-видимому, тем, что в оазисе Йасриб проживало несколько иудейских племен. Знакомые с идеями иудаизма здешние арабы оказались более подготовленными к восприятию новой веры, чем соплеменники Мухаммада. Уже в следующем году 12 знатных жителей Йасриба приняли в Мекке ислам и попросили у Мухаммада наставника. Тот отправил с ними Мусуаб ибн Умайра. А еще через два года, после того, как все арабы Йасриба стали мусульманами, Мухаммада пригласили стать их вероучителем и главой. Он постепенно переправил в Йасриб всех своих последователей, а курайшиты и Абу Лахаб, заметив их исчезновение, встревожились. Рост авторитета мусульман им очень не нравился. Поскольку за Мухаммадом стали следить, он тайно бежал из Мекки вместе с Абу Бакром. Переждав трое суток в пещере на горе Саур, пока мекканцы безрезультатно искали их во всех местах, они отправились в путь и в сентябре 622 г. прибыли к южной окраине оазиса. Пророк предоставил право выбрать дальнейший путь своей верблюдице, и она привезла его в центр Йасриба, где Мухаммад и остался.

Первые его мероприятия в Йасрибе носили не столько религиозный, сколько политический характер. При содействии Мухаммада все племена оазиса, до этого истощавшие силы в беспрерывной внутренней борьбе, заключили между собой договоры об организации единой общины. Авторитет местных вождей при этом не умалялся. Мухаммад принял на себя лишь разрешение общих спорных вопросов. Все йасрибиты (евреи и мусульмане, без разницы) должны были отныне сообща выступать против внешних врагов. Особо оговаривалось, что у евреев останется своя религия.

Когда положение пророка укрепилось, он перешел к враждебным действиям против Мекки. После нескольких безуспешных попыток в начале 624 г. отряду мусульман удалось захватить мекканский караван. В том же году Мухаммад стянул большие силы для нападения на другой караван с товарами из Газы, в котором было свыше 1000 верблюдов, а весь груз оценивался в огромные деньги. Когда мекканцы узнали о приготовлениях Мухаммада, то немедленно собрали войско и поспешили на помощь своим соплеменникам. Случилось так, что сама причина раздора (богатый караван) сумел ускользнуть от Мухаммада, но обе враждующие армии встретились у Бадр. Хотя с обеих сторон в том сражении участвовало едва полторы тысячи человек, по понятиям того времени оно было крупным событием.

Мекканцы потерпели поражение, и эта победа Мухаммада произвела на современников большое впечатление. Авторитет пророка сразу колоссально вырос, и даже его местопребывание стало считаться священным. Йасриб из обычного селения стал для мусульман столицей пророка – Мадинат ан-Наби, в просторечии Мединой, и это название закрепилось за ним навсегда. Свое возросшее могущество Мухаммад направил, прежде всего, против иудейских племен, издавна проживавших в Медине. В апреле 624 г. он призвал евреев из племени бану кайнука принять ислам. Когда те отказались, мусульмане осадили их квартал города. Через две недели жители кайнука сдались на милость победителя и должны были уйти из Медины. При разделе их имущества Мухаммад впервые воспользовался провозглашенным им самим правилом раздела добычи: пятая часть – Аллаху и паломникам, родственникам и сиротам, беднякам и путнику. Эта пятина (хумс) предназначалась на нужды общины и отныне находилась в полном распоряжении пророка. В результате его материальное положение сразу улучшилось.

 



 
PR-CY.ru