Бургундам, принадлежавшим к восточно-германской группе и очень рано обращенным в христианство, после завоевания ими юго-западной Галлии пришлось считаться с очень могущественным галло-римским духовенством. Арианство держалось особенно благодаря связям бургундов с вестготской королевской фамилией. Когда же могущество готов в Галлии было сломлено, и с севера стали надвигаться православные франки, бургундским правителям поневоле пришлось подумать о перемене вероучения. Уже король Гундобальд (474–516 гг.) сблизил ариан с православными, а его преемник Сигизмунд принял православие.

Свевы (из западногерманской группы) вместе с аланами и вандалами пришли на Пиренейский полуостров и утвердились в Лузитании и Бэтике (начало V в.). Главная масса народа в это время еще не была обращена; король Рекила умер язычником, но его сын Рехиар уже был христианином. Ремизмунд, расширивший свевские владения, был арианином. С середины VI в. среди свевов усиливается православная пропаганда; обращение короля Теодомира и Собор в свевской столице упрочили ее успех.

Нигде церковные отношения не играли такой важной роли и не были так тесно связаны с политикой, как у вестготов, поселившихся в юго-западной Галлии и в Испании. Вестготы, как и бургунды, застали в Галлии очень влиятельное православное духовенство. Епископы были не только главными представителями культуры, но, благодаря своему честолюбию и связям с родственными сенаторскими фамилиями, пользовались огромным политическим влиянием. На владычество германцев-ариан эти гордые прелаты смотрели с ненавистью и презрением. С другой стороны, вестготские короли, видевшие в православном духовенстве своих злейших врагов, вовлекались в церковные споры и теснили своих противников. Такая политика стала особенно опасна с момента усиления православных франков. Результатом ее было поражение вестготов при Пуатье (507 г.) и потеря ими почти всей Аквитании. В Испании положение вестготов стало особенно трудно во время объединительных войн Юстиниана I Великого. Тогда им угрожали враги с трех сторон – со стороны франков, византийцев и романского населения, восставшего под руководством ортодоксального духовенства. Опасность еще усилилась со времени перехода свевов в православие. Отношения между арианами и православным населением крайне обострились, и, вероятно, владычеству вестготов был бы положен скорый конец, если бы король Рекаред (586–601 гг.) не решился изменить учению Ульфилы. Он принял римское вероучение, и после Толедского собора (589 г.) оно стало обязательным для всех подданных короля. Рекаред увидел крайнюю необходимость навсегда уничтожить религиозный антагонизм, истощавший государственные силы. Кроме того, в лице богатого и влиятельного епископата король надеялся приобрести союзника для борьбы со светской аристократией. Но план Рекареда был неудачен. Усиление духовенства еще более ослабило центральную власть и привело вестготскую монархию к теократической системе управления. Религиозный вопрос еще более обострился; начались фанатические преследования евреев и ариан, причем последние восставали под предводительством своих епископов. В первой четверти VII в. вестготское королевство сделалось легкой добычей мавров.

Среди западных германцев готско-арианская пропаганда началась рано, однако она осуществлялась рядом с римско-православным влиянием. Победа ортодоксального учения стала возможной благодаря обращению в православие франков. Важно было также то обстоятельство, что большинство западногерманских племен сразу поселилось на территориях с православным романским населением. Крещение франкского короля Хлодвига (496 г.) имело огромное значение в христианизации германцев. Франкские короли из дома Меровингов своим обращением снискали сочувствие романского населения Галлии, подготовили его слияние с германцами-завоевателями, вступили в союз с влиятельным православным духовенством и, опираясь на эту силу, победили арианских еретиков – бургундов и готов.

В VI в. христианство уже утвердилось среди всех германских племен, поселившихся в римских провинциях. Но племена, из которых образовалась нынешняя немецкая нация (саксы, тюринги, баварцы, алеманы), а также фризы и англосаксы еще держались язычества или были только слабо тронуты христианством. Только в VII в. усиливается борьба с язычеством на границах франкского государства, и притом часто в насильственной форме. Это было скорее административное воздействие, чем религиозное обращение.

Великое переселение народов поставило целый ряд германских племен в совершенно новые условия и нанесло сильный удар их первобытным верованиям. Оторванное от родных лесов, гор и священных источников, германское язычество теряет силу сопротивления и начинает исчезать с такой быстротой, что от него остались следы лишь в обычаях и преданиях. На новой территории, лицом к лицу с образованным и более многочисленным населением германцы-завоеватели подверглись быстрой романизации. Где слиянию завоевателей и завоеванных препятствовали особые условия – преимущественно религиозные, основанные на различии христианского исповедания тех и других, – там возникали гибельные для завоевателей конфликты. Кроме франков и англосаксов, все германские народы, поделившие между собой земли империи, были арианами, между тем как местное население исповедовало православие. Таким образом, победителей и побежденных, кроме племенной вражды, разделяла и сильная религиозная рознь, усиливаемая фанатическим духовенством. Это обстоятельство помешало слиянию завоевателей с местным населением и лишило политические организации германцев-ариан всякой жизненности.



 
PR-CY.ru