Константин, в конце концов, уступил уговорам и согласился выслушать оправдания Ария. Явившись в 328 г. во дворец, тот предложил Константину свое исповедание веры, в котором хитро и уклончиво обошел постановление Никейского собора о единосущности Сына Божьего с Отцом. Константин остался вполне удовлетворен вероисповеданием Ария и отправил его в Александрию, чтобы он примирился с архиепископом Афанасием и получил от него разрешение вернуться к церковному общению. Но искушенного в богословских спорах Афанасия обмануть было намного сложнее: он не принял Ария и отвернулся от него, как от скверны. Константин сильно досадовал за это на Афанасия и писал ему суровые послания. Воспользовавшись нерасположением императора к Афанасию, ариане удвоили свои усилия. Вскоре вернулся на свою кафедру Евсевий Никомедийский. Зато в 330 г. был низложен православный архиепископ антиохийский Евстафий. Его кафедра перешла к арианам, которые в 335 г. на Иерусалимском соборе одержали еще одну победу, добившись отлучения от Церкви Афанасия Александрийского. Кафедры теряют еще около десяти никейцев. В 336 г. Арию предстояло обратное принятие в Церковь, но он скоропостижно умер. Православные приписывали его смерть суду Божьему, ариане – отравление православными.

В 337 г. умер Константин Великий. Все никейцы вернулись из ссылки. Но на Востоке царила партия, группировавшаяся вокруг Евсевия, с 338 г. епископа Константинопольского. Под его руководством Собор в Антиохии (339 г.) снова сместил Афанасия, который с Маркелом удалился в Рим, где на Соборе 340 г. оба были оправданы. На Антиохийском соборе (341–342 гг.) одна за другой были составлены несколько вероисповедных формул, в которых авторы старались приблизиться к никейскому Символу, но в то же время решительно отклоняли термин «единосущный».

При таких условиях императоры Констант и Констанций признали необходимым созвать примирительный Собор в Сардике (теперь София) в 343 г. Явилось 170 епископов – 94 западных и 76 восточных. Когда последние увидели, что Афанасию, ими отлученному, предоставлены место и голос на Соборе, они протестовали и удалились в Филиппополь. Сардикийский собор предоставил некоторые преимущества епископу Римскому и составил формулу, в которой признавал единую ипостась Отца, Сына и Духа. Афанасию снова была возвращена кафедра. Восточные епископы на Антиохийском соборе в 344 г. сделали шаг к никейскому Символу, признав формулу «подобный во всем». Между тем в 350 г. умер Констант. Констанций созывает Соборы в Арле (353 г.) и Милане (355 г.), где Афанасий был осужден снова. Западных епископов вынуждали подписать это решение. Несогласные были сосланы. Афанасий скрылся в пустыню к монахам. Арианство в несколько смягченной форме евсевианства торжествовало победу по всей империи.

Победители выделили из своей среды группу «крайних», которая выставила формулу: Сын не подобен Отцу. В среде «умеренных» возникла реакция: они двинулись дальше к никейской формуле и термину «подобный» противопоставили «подобосущный». Отсюда название партии – омиусиане или, как их неправильно называли, полуариане. Им удалось произвести впечатление на императора Констанция, но ненадолго. Епископы-дипломаты Урзаций и Валент пускают в ход всякие двусмысленные формулы, лишь бы добиться показного единства и спокойствия. На новом Соборе в Сирмиуме ими делается уступка омиусианам, появляется двусмысленная формула: Сын подобен Отцу во всем. Ее можно понимать и как подобен – ergo и по сущности, и как подобен во всем, кроме сущности. Констанцию показалось, что настало время воссоединить Восток с Западом. В 359 г. были созваны два Собора: в Селевкии для Востока и в Римини для Запада. Западные епископы, прибывшие на Собор с намерением дать торжество никейскому Символу, в конце концов, подписали формулу, где стояло «подобный» даже с опущением «во всем». Такой подписи добились и от представителей Селевкийского собора. Победа осталась на стороне партии омиев, питавшейся придворными интригами и отдалявшейся от наиболее ярких представителей других партий.



 
PR-CY.ru